Кто надувает пузырь Бордо?

В то время как гуру Роберт Паркер размышляет о росте цен на лучшие вина Бордо, об их недоступности рядовому потребителю и осторожно употребляет слово «пузырь», винный критик Майк Штайнбергер предлагает ему перестать косвенно способствовать росту цен


Роберт Паркер

Винный мир шокирован заоблачными ценами на вина 30-40 шато. Эта ситуация похожа на «пузырь», готовый лопнуть

 

Однако спрос продолжает расти, а количество лучших вин остается примерно тем же на протяжении десятилетий. Более того, для многих лучших хозяйств процесс отбора стал настолько тщательным, что сейчас вина производится даже меньше, чем раньше.

Много писалось об инвестиционных фирмах в Великобритании, которые используют вино как способ вложения средств. Прибавьте к этому быстрорастущую экономику Китая, где в день появляется большее количество новых миллионеров, чем за месяц в США. Существует огромное давление в виде спроса на 40 лучших шато Бордо - все это достаточные условия для продолжения роста цен.

Фактически большинство негоциантов и владельцев хозяйств говорят о 15-20% росте, когда они видят, как поднимаются цены на вторичном рынке. Все это означает, что рядовым потребителям стоит забыть о винах хозяйств Первой группы, вторых «супервинах» и винах части других хозяйств, создающих лучшие образцы, поскольку они будут доступны только богатейшим людям планеты. Но не надо забывать, что эти вина составляют только мизерную долю всей продукции Бордо. Помимо них есть огромное количество напитков относительно недорогих и качественных. Имеет смысл покупать такие вина заранее, если у вас есть выход на надежного виноторговца.

Любой серьезный анализ подтверждает и тот факт, что невозможно проследить какое количество вин урожая 2009 года уже проданы до того как они будут разлиты по бутылкам и поставлены покупателю. Через несколько месяцев это уже будет относиться и к винам урожая 2010. В Бордо постоянно говорят об огромном азиатском рынке, все растущем влиянии английских инвестиционных фирм, но есть и те, кто полагает, что подобные утверждения сильно преувеличены. Более того, они доказывают, что в реальности надулся «пузырь», готовый в любой момент лопнуть, если для этого создадутся соответствующие причины.

Есть две теории. По одной, хозяйства «Большой Восьмерки» (G-8), которая включает пять шато Первой группы и три лучших шато с Правого берега (Petrus, Cheval Blanc и Ausone) умышленно придерживают значительные объемы своей продукции, чтобы поднимать цены на нее на мировом рынке. Данная теория касается и так называемых «вторых суперхозяйств» и нескольких лучших поместий Бордо более низких квалификаций. Согласно этой теории хозяйства пытаются манипулировать винным рынком. Появление на нем небольших количеств вина двух великих последних урожаев вызывает постоянный рост цен на них. Если большая часть этих вин умышленно удерживается самими хозяйствами, импортерами, негоциантами, оптовиками или инвестиционными фирмами, то это означает, что потребители не приобретали этих вин.

Вторая теория говорит о том, что существует сфальсифицированный спрос со стороны азиатских потребителей. Но этого тоже точно никто не знает. Если большие объемы вин урожая 2009, а скоро и 2010, не были проданы потребителям, то кто же тогда в действительности реальные их покупатели, кто владеет этими винами, поддерживая высокие рыночные цены на них? Даже если лучшие вина Бордо великих урожаев хранятся где-то на складах, цены на них должны были как-то уже сформироваться. Но тот факт, что никто не может (или не хочет) показать реальные объемы продаж вин урожая 2009 (или вин 2010) настораживает.

Что если эти две теории имеют под собой реальное основание? Тогда это точно «пузырь»!

 

Майк Штайнбергер

Если Паркер действительно озабочен ростом цен на вина Бордо, то почему же тогда он публикует свои рейтинги их последних вин?

 

Роберт Паркер опубликовал свои оценки молодых вин Бордо урожая 2010 и одновременно рассказал о своих наблюдениях относительно состояния винного рынка Бордо. В одной части своей статьи он отверг опасения по поводу формирующегося ценового «пузыря», заявив что спрос, в особенности со стороны азиатских потребителей, растет. Но неколькими абзацами дальше он предполагает, что возможно спрос и не такой уж большой и «пузырь» надувается специально. Паркер ссылается на неких неназванных людей в Бордо, которые крайне скептично относятся к тому, как много вина последних двух урожаев (2009 и 2010) уже продано или будет продано в Азию и полагает, что лучшие хозяйства Бордо умышленно придерживают свои запасы, чтобы искусственно создать иллюзию редкости своих вин с целью манипуляции рыночными ценами. Или, по его мнению, возможен вариант, когда подобными неблаговидными делами занимаются негоцианты, импортеры, оптовики и инвестиционные фирмы-фонды.

Паркер бывший юрист и я предполагаю, что он не будет доверять слухам, если он и в самом деле думает, что существует подобная возможность манипуляции винным рынком. Поэтому возникает вопрос: «Если Паркер озабочен тем, что лучшие хозяйства Бордо умышленно поднимают цены на свою продукцию, почему же тогда он публикует рейтинги их последних вин? Его оценки по-прежнему очень важны для владельцев бордоских хозяйств и они используют их для накачки цен на свои вина. Если Паркер имеет основания верить, что лучшие хозяйства района вовлечены в такого рода махинации, зачем он невольно помогает им в этом?». Если все это так, то в таком случае он должен использовать силу своего пера, чтобы как-то противостоять этому негативному процессу. Возможно ему стоит отложить свою ручку в сторону и перестать оценивать вина некоторых хозяйств, пока он не убедится, что они стали опять честно играть по правилам?

Хочу подчеркнуть, что я придерживаюсь мнения, что в конечном смысле винный бизнес - это такой же бизнес как и все остальные, и это обычная практика, когда на товарах класса роскоши (а лучшие вина бордоских хозяйств в полной мере относятся к ним) их производители и продавцы хотят хорошо заработать. И если, к примеру, владельцы Chateau Latour хотят получить на 20% больше прибыли, придержав выпуск на рынок части своей продукции на 10 лет - почему бы и нет? Такое желание не является противозаконным. Никто не может заставить шато выбросить на рынок сразу всю свою продукцию, чтобы опустить цены на нее. Это бизнес, а его цель - получать прибыль. И если кто-то покупает вина по таким ценам, значит они не достигли еще своего предела. Как мы не берем на себя обязательств покупать вино по предлагаемым ценам, так и производитель или продавец не берут на себя обязательств продавать их по низким. Как хозяйства обращаются со своими запасами вин - это их дело.

Но если Паркер имеет серьезные причины подозревать владельцев шато в манипулировании ценами на рынке, он должен лишить их своих рейтингов, от которых они так зависимы. Винный рынок Бордо своеобразный. Трудно найти другой такой, где мнение одного человека было бы столь влиятельным, как это наблюдается сейчас у Паркера относительно вин Бордо. Если он называет себя «адвокатом потребителей» и видит, что сложилась ситуация, при которой происходят махинации с теми же самыми потребителями, должен ли он использовать свои силу и влияние? Я думаю, что несомненно.

 

6 27