Вино на каждый день

Брайан Палмер (Brian Palmer) на страницах интернет-издания slate.com призывает потребителей пить дешевое вино, но с ним не согласен винный критик Майк Штайнбергер (Mike Steinberger), который считает, что не все так однозначно


Брайан Палмер
Проведите маленький эксперимент: пойдите в ближайший к вашему дому винный магазин и спросите какое-нибудь вино «на каждый день». Готов побиться об заклад, что вам предложат что-нибудь за $15 или дороже за бутылку

 

В Америке в среднем на человека приходится одна бутылка вина в месяц. Теоретически при таком потреблении можно потратить в месяц на бутылку вина $15 и больше.

А вот по другую сторону Атлантики картина другая: в Европе потребляют на человека в 3-6 раз больше вина, чем в США. Но при этом очень немногие европейцы готовы платить за бутылку повседневного вина €11. Европейцы чувствуют себя достаточно комфортно, открывая тетрапак с вином за €1. В Испании за €1,50 можно купить целый графин повседневного вина. Его, конечно, не назовешь поразительным, но оно вполне питкое. Немцы в среднем тратят на обычное вино $1,79 за бутылку. В Европе потребление вина на душу населения куда больше, чем в США, именно по ценовым причинам.

Еще недавно привычки обычных американцев не сильно отличались от приведенных выше европейских. В 1995 году 59% винных покупок в США составляли вина дешевле $3 за бутылку. В 2006 на такие покупки приходилось уже только 29%. За этот же период времени доля покупок вин дороже $14 выросла вчетверо.

Существует много причин вернуться к старым привычкам и за $15 покупать 4-5 бутылок дешевого вина вместо одной.
Эрнест Галло, который вместе со своим братом Джулио всячески популяризировал потребление вина среди американцев, прекрасно понимал психологию обычного человека. Они не раз проводили эксперимент, когда в два одинаковых бокала наливали одно и то же вино, но говорили потенциальным покупателям, что одно из них стоит 5 центов за бокал, а другое - 10 центов. Результат всегда был один - «более дорогое вино» всегда казалось покупателям более вкусным. Другие исследователи воспроизводили опыт Галло и также убеждались, что наше восприятие вина очень зависит от его цены.

Тесты показали, что в «слепой» дегустации обычный человек практически никогда не отличит по вкусу дорогое вино от дешевого. Специалисты и опытные дегустаторы достаточно легко это могут определить, но никак не обычные люди. Если вы не можете распознать в аромате вина тона черной смородины, а землистые нотки вас и не очень интересуют, это совсем не значит что вам не стоит пить вино. Вино - не искусство. Да посмотрите, сколько людей говорят, что вино «Two Buck Chuck» доказало, что нет никаких причин тратить на бутылку вина больше двух долларов!

Терруар - это ничего более как маркетинговый трюк виноделов, чтобы как-то объяснить, почему их вина стоят так дорого. Дешевые вина сегодня стали вполне питкими благодаря развитию винодельческих технологий.

Совсем не стоит подстраивать свой вкус под вкусы критиков или элиты, готовых тратить на вино значительные суммы. Не обращайте на них внимания. Вы тоже можете получать от вина удовольствие, не тратя на него слишком много. Если вы не чувствуете различия между дорогим вином с небольшого культового семейного виноградника и его более дешевым конкурентом, сделанным промышленным образом, или если более дешевое вино кажется вам лучше - не задумываясь берите его и экономьте ваши деньги. Еще раз хочу повторить - высокая цена не является гарантией качества.

Вам, конечно, хочется каких-либо рекомендаций, конкретных имен производителей. Но поверьте, вы в этом не нуждаетесь. Обзоры и рекомендации хороши при покупке автомобилей или телевизоров, поскольку в этом случае неправильное решение может обойтись вам дорого. Если вам не понравилась какая-то бутылка дешевого вина, не расcтраивайтесь. Просто откройте следующую!

 

Майк Штайнбергер
Я нахожу объяснение этому в том, что потребители вина стали более разборчивыми, винная культура в Америке нашла много почитателей с момента появления знаменитой передачи о «Французском парадоксе» в 1991 году

 

Палмер обратил внимание на то, что продажи вин в США за $3 и дешевле резко упали в объемах с 1995 года, в то время как продажи вин за $14 и выше за бутылку выросли значительно. Да, люди стали лучше разбираться в винах, хотят пить лучшее по качеству и готовы залатить за это. Это как велосипедист, который со временем понимает, что лучше сделанный велосипед всегда будет стоить дороже. Почему же подобное правило не может работать и в мире вина?

Палмер же в этой тенденции видит злые происки винных критиков подобных мне, которые якобы пытаются доказать, что существует жесткая связь между качеством вина и его ценой, и что дешевые вина заведомо неприемлемы.

У Палмера абсолютно другой подход: разница между вином за $3 и $30 полностью иллюзорная. Он ссылается на исследование, где доказывалось, что наша оценка вина сильно зависит от того, сколько, как мы думаем, оно может стоить. Он настаивает на том, что разница во вкусе между пятидолларовым Пино Нуаром и Chambertin от Rousseau существует только в наших головах на психологичеком уровне, а не определяется нашими вкусовыми рецепторами. Если продолжать ту же логику, то помидоры в обычном супермаркете, выращенные на многогектарном поле промышленным способом ничем не отличаются от тех, что вы растите у себя в теплице, а гамбургер из McDonald's стоит на одном уровне с блюдами из культовых стейкхаузов.

Я согласен с Палмером в том, что тем людям, которые не понимают разницы между вином за $3 и $30, не стоит покупать дорогие напитки, а лучше остановиться на дешевом вине. Но предполагать, что это в полной мере относится ко всем, и что не существует никакой зависимости между ценой и качеством - просто глупо.

Теория Палмера справедлива для тех, кто пьет вино только с целью опьянеть, не особенно заботясь, что в бокале. Мне кажется, что его посыл не столько о вине, как о деньгах и их нехватке в наше время серьезного экономического кризиса. Кто же откажется от дешевого вина, если оно качественное?

Палмер не понимает, что вино любят за его разнообразие, а не за полное подобие. Да, современные технологии подняли качество дешевых вин, но эти же практики делают вина обезличенными, похожими, усредненными.

Сегодня вина в диапазоне $12-$20 на каждый лишний потраченный доллар могут давать существенный прирост качества. Весь трюк заключается в том, чтобы найти такие вина.

Глупо призывать потребителей: «Идите в ближайший супермаркет и берите первую попашуюся бутылку с полки только потому, что она дешевая».

Да, некоторые вина чересчур переоценены и в этом случае зарождается подозрение, а всегда ли высокой цене соответствует такое же качество. Но спросите любого дилера в мире художественного искусства. Там цены часто не отвечают художественной ценности произведения.

Вино может быть и не искусство, но это, по крайней мере, элемент культуры. И как часть культуры оно может быть повседневным и высоким одновременно. Оба варианта должны уживаться вместе. В конечном итоге на одной и той же улице могут сосуществовать культовый дорогой ресторан и пиццерия, где можно поесть за $2.

Не то что за $3, но даже за $12 трудно найти вино с хорошо выраженным чувством места происхождения или руки винодела, которое было бы честным продуктом, отражающим свои корни. В наше время такие вина стали редкостью, поскольку экономика винной индустрии работает против малых производителей, делающих качественные вина по высокой цене.

 

отдать голос отдать голос
59 67