Тренды года

Large_dif_wine

Мир вина не статичен и за редким исключением готов к изменениям. Вина, бывшие на пике славы еще вчера, утрачивают былую популярность и уступают место новым героям, а технологии, тесня традиции, приобретают все больше сторонников

 

Элегантность на смену экспрессии

Любимые Робертом Паркером, а с его подачи и широкой винной общественностью, мощные вина начали сдавать прежде непоколебимые позиции. Все чаще стали слышны призывы, со стороны как виноделов, так и потребителей, к утонченности и элегантности. Экспрессия и мощь - это, конечно, хорошо, но не чересчур ли много сильных эмоций? Особенно этим грешат новосветские образцы, впрочем, и некоторые старосветские производители также пали жертвами веяний, которые сегодня уже почитаются несколько старомодными. Нынешний потребитель устал от засилья тяжелых вин, и требует удовлетворения вкусов галантных, спокойных и изысканных. Дуб приелся, а стилистически вина, особенно белые, резко поворачиваются в сторону менее откровенной «дубовости», а то и вовсе стараются ее избегать.

Рекоркинг

Несмотря на ярое сопротивление консерваторов и волну протестов, демократичные винтовые крышки на протяжении года доказывали свою состоятельность. Потребитель недолго презрительно обходил стороной бутылки, снабженные ими, и потихоньку перестал считать их чем-то вызывающе неприличным. Возможно, виноват в этом отчасти пресловутый кризис и соображения экономии, возможно нет, но на полках супермаркетов их стало не в пример больше. Нет, великие бордоские шато и свято чтящие традиции виноделы не разорвали контракты с поставщиками пробки, но все больше бутылок для вин, особенно молодых и не требующих длительной выдержки, обзавелось и обзаводится резными горлышками.

Легкость

Еще одно технологическое нововведение - борьба с лишним весом. Уподобившись женщинам, озабоченным проблемой похудения, европейское сообщество решило насколько это возможно «облегчить» жизнь вина и приняло соответствующие меры. Результаты не заставили себя долго ждать и одно за другим хозяйства начали рапортовать о введении новой более легкой тары. Нынче, как говорится, не до жиру. Для тех, кто подороже и попрестижнее - более легкие бутылки, а менее притязательным - всевозможные усовершенствования от пластиковых до картонных и даже алюминиевых образцов. Более искушенные пошли дальше и предлагают дубовые бочки многоразового использования, внутрь которых вставляются пластиковые пакеты. Таким образом, удается и потребителя удовлетворить и значительно сократить затраты. Что, согласитесь, немаловажно.

Низкий курс

Честно говоря, проблема снижения уровня алкоголя в винах обсуждается уже, наверное, последние лет пять, если не больше, но именно в минувшем году стали появляться сообщения о том, что с этой проблемой начали считаться. Высокоалкогольные вина не нравятся как потребителям (за руль не сядешь), так и производителям (много не выпьешь), и это редкий случай, когда единодушие воцарилось во мнении тех и других. А тут еще призывы ВОЗ и местных национальных организаций, ринувшихся на борьбу со спиртосодержащими напитками...

Долгое время виноделы оправдывались, что высокие уровни алкоголя в винах не их блажь и прихоть, а необходимость, вызванная климатическими и прочими условиями, но критическая масса уже накопилась. На помощь виноделам пришли высокие технологии, позволяющие добиться необходимого содержания алкоголя без потери качества вина (так ли это не самом деле - пока еще спорный вопрос). Ряд хозяйств решился на эксперименты, другие отвергли возможность вмешательства в священный процесс извне, и пробуют испытанные старые методы, а третьи - вообще отказались что либо предпринимать. Кто выйдет победителем - покажет время. Но на полках низкоалкогольное вино, всячески поддерживаемое и нахваливаемое маркетологами развитых стран, уже появилось.

Русский премьер

Строго говоря, основной костяк премьер-лиги российского виноделия сформировался гораздо раньше, но именно 2009 год был отмечен рядом громких выступлений, заявлений, открытий и посещений. Что такое русская премиальная линейка, кто лидер или аутсайдер, какое место эти бутылки занимают на полках среди других - все эти и многие другие вопросы пока остаются без однозначного ответа. Бесконечно много рассуждений о том, что российское виноделие начало подниматься из небытия, что мы, дескать, еще ударим по буржуям «сибирьковым красностопом» и прочее, но в то же время как-то умалчивается и опускается необходимая для потребителя информация вроде «что лучше брать, чилийское или российское» и «не чилийское ли ваше российское». Успехи российского виноделия пока сравнимы с успехами российской же футбольной сборной. Вроде и гордиться хочется, вроде и выигрывать можем, но как-то очень все неуверенно и нестабильно. Да и тренера главного нет.

Время шняги

На одной из прошедших недавних выставок я познакомился с представителем одной из российских компаний-импортеров. Оброненная по случаю фраза, как мне кажется, как нельзя лучше характеризует состояние нынешнего рынка:

«Да я вино не пробую это, чтоб в глаза смотреть было не стыдно. Главное чтобы дешево!»

Кризис отразился на полках магазинов. В сетях, где раньше было много разных вин, сейчас еще больше вин, но одинаковых и очень непритязательных. Количество ценовых сегментов сократилось, а содержание верхней полки, ранее занятой приличными образцами, видоизменилось. Продается в основном шняга (сленг виноторговых компаний), шнягу везут и шняга заполняет полки. Хорошее вино есть, но его очень мало, а сетям и магазинам (соответственно и импортерам), чтобы выжить приходится заменять одну приличную позицию двумя неприличными. Соотношение цена-качество, сильно изменилось в сторону цена. Пока еще держатся винные бутики, но и там, кажется, гран крю становится все меньше.

Манящая Азия

Одно из важнейших открытий года минувшего. Несомненно, азиатский рынок привлекал к себе внимание виноделов-импортеров и раньше, но в 2009 он стал спасительным для многих аукционных домов и поставщиков. Сюда потянулись все в надежде продать много и продать подороже то, что в Европе или Америке стало продать практически невозможно, и, в общем-то, ожидания эти оправдались. Лучшие аукционные дома пооткрывали здесь свои представительства и даже если место проведения торгов по-прежнему не сменило дислокации, оставшись в Старом или Новом Свете, прямые трансляции и возможность приобретения лотов онлайн были доступны и для жителей азиатских стран.

Продавать здесь - одно удовольствие. Азиатский потребитель сродни российскому конца 90-х: покупает много, денег не жалеет, а чувства насыщения не выказывает. Многие открыто заговорили, что за этим рынком будущее и что именно здесь формируется (сформировался) тот самый таинственный потребитель X, который спасет мировую винодельческую индустрию, хотя еще пару лет назад азиатский рынок был не в фаворе, и престижным считалось работать на знакомых и понятных европейском и американском рынках.

Потребитель в выигрыше

Снижение спроса на дорогостоящие вина заставило производителей пересмотреть свое отношение к ценовой политике. Многие известные бренды по цене опустились на 30-40, а то и на 50%, только чтобы покупали. Особенно эта тенденция была заметна в Америке, где стоимость бутылки вина местного производства более 100 долларов, ранее считавшаяся вполне приемлемой, ныне объявлена возмутительной. Американский потребитель однозначно в выигрыше, поскольку за те же самые деньги ему стали доступны более качественные вина. Ассортимент недорогих качественных вин значительно пополнился за счет перехода в него вин из более дорогих ценовых сегментов. Европейский потребитель также доволен. Здесь происходят те же изменения, что и на американском рынке, но может быть больше исключений и характер явлений не столь массовый. Российский рынок пока стоит особняком. Никаких существенных снижений цен не произошло, и ранее дорогое вино не стало более доступным, зато увеличился приток менее качественных вин.

Победа брендов

Многие небольшие хозяйства были вынуждены выживать за счет старых запасов, и не всем это удалось. Почувствовали на себе тяжесть и более крупные производители, но им все же было легче из-за долговременных контрактов и развитой сети распространения. Потребитель в этом году был практически не готов к экспериментам и предпочитал брать то, что ему уже хорошо знакомо, тем более что оно стало более доступным. Лучше всего пережили год, а некоторые даже показали определенный рост винные бренды с оптимальным соотношением цена-качество, которые давно присутствуют на рынке и могли позволить себе сыграть на понижении, в то время как для небольших хозяйств, проведение подобной политики имело бы крайне негативные последствия.

Изменение климата

Самый сомнительный тренд минувшего года. До сих пор непонятно, умелая ли это игра заинтересованных лиц или же действительно серьезная проблема, которую необходимо решать. С этой проблемой оказались связаны и громкие скандалы, и опровержения, и ужасающие предсказания. Виноделы туманного Альбиона торжествуют и хором кричат, что наконец-то и они смогут явить миру свои превосходные вина. Некоторые владельцы хозяйств и энологи из климатически зависимых французских регионов тоже откликнулись и заявили о существенных изменениях, происходящих на их виноградниках. Эта тема поднималась и на конференции в Риохе, но к какому-то общему выводу-знаменателю привести ее не удалось. Вот и получилось, что проблема изменения климата этого года обернулась картинкой голой акции гринписовского десанта на французских виноградниках.

 


Автор: Алексей Михайлов

От редакции
Эти тренды, активно обсуждаемые как в медиа, так и в блогосфере, были выявлены нами на протяжении этого года. Возможно, мы отразили не все, но даже если это и так, ничто не мешает вам нас поправить или предложить собственные варианты. Сделать это можно в комментариях.
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.