Шампанское 2012. Часть первая

Что предсказывают шампанскому в 2012 году?

Как обычно в начале каждого года разные эксперты пытаются предугадать перспективы развития производства того или иного вина. В полной мере это относится и к шампанскому. Что же предсказывают этому вину в наступившем году?

 

Продажи шампанского в 2011 году достигли отметки почти в 330 млн бутылок (см. материал «Успехи шампанского»). Фактически продажи шампанского в мире вернулись на докризисный уровень. Теперь осталось только побить рекордный 2007 год, когда было реализовано почти 339 млн бутылок знаменитого французского игристого вина.

Азия и Россия - следующие крупные рынки для шампанского

Здесь следует напомнить слова Пьера Эммануэля Тэтэнжэ (Pierre-Emmanuel Taittinger), главы одноименного дома шампанских вин, что еще совсем недавно примерно половина мира не была знакома с шампански, и 90% выпитого приходилось на Европу и США, а теперь Китай, Япония, Россия и Южная Америка стремительно увеличивают свою долю в мировом потреблении.

Будущее шампанского неразрывно связано с тем, каким будет спрос на это вино в странах БРИК. Конечно же, сегодня самым притягательным винным рынком является Китай. Там, и в целом в Азии, наблюдается наибольший рост потребления шампанского. Между 2009 и 2010 годами потребление здесь выросло на 89% с 581 тыс бутылок до 1,1 млн. Но не надо забывать с какого низкого уровня начался этот рост. Кроме того, население Китая в первую очередь отдает предпочтение красным винам, поэтому у шампенуазцев, вероятно, куда больше перспектив в Бразилии и России.

Если же сравнивать рынки шампанского этих двух стран, то российский более привлекательный в параметрах объема и цены. Россияне в этой категории вин более продвинуты и имеют больший интерес к данному напитку, чем бразильцы. Поставки шампанского в Бразилию в период 2009-2010 выросли с 600 тыс бутылок до 980 тыс, причем 97% всего объема приходится на основных производителей Шампани - grandes marques.

 

Grandes marques - ныне не актуальное объединение основных производителей района Шампань. Первоначальный Syndicat des Grandes Marques был основан в 1882 году для защиты наименования «шампанское» и состоял из 61 производителя, но в 1997 самораспустился. К моменту роспуска в Синдикате состояло 24 производителя, на долю которых приходилось 60% всего производимого вина с районе. Этот устаревший термин означает «большие бренды», и хотя объединения производителей уже не существует почти 15 лет, термин порой все еще используется.

 

Российский рынок несколько иной - здесь интерес к этой категории вин более разнообразный. Рост поставок шампанского в Россию с 2009 по 2010 составил 87,6% с 575 тыс бутылок до 1,1 млн. Из этого количества наиболее крупные дома составляют 92%, мелкие производители - 5% и кооперативы - 1%. На долю престижных кюве (см. материал «Prestige Cuvées») приходится 4,7% в объемных единицах (это высокий показатель, поскольку эта категория вин составляет 3-4% от всего производимого шампанского) и 16% в денежном выражении.

Как заявил Charles Philipponnat, президент компании Champagne Philipponnat, «мы предвидим больший рост спроса на наше вино в Восточной Европе, чем в Азии. В Южной Америке стабильно доминируют крупнейшие производители, а в Азии потребители уже начали искать более утонченные и изысканные альтернативы».

Французские производители, конечно же, не забывают и про британский рынок, который остается рынком №1 для экспорта шампанского.

«Другие рынки интересны для нас и могут в перспективе показать очень хорошие результаты, но не надо забывать, что они стартовали с очень малых количеств импортируемого вина и их показатели поэтому сегодня выглядят впечатляющими. Рост поставок шампанского в Британию более чем на порядок меньше, но в абсолютных цифрах британцы потребляют шампанского в разы больше, чем все страны БРИК вместе взятые», - напоминает управляющий директор фирмы Lanson.

Цены будут только расти

Цена продукта - очень болезненная в последнее время тема для шампенуазцев. Как заявляют производители, рост цен неизбежен, хотя бы потому, что дорожает исходное сырье, увеличиваются запасы хранящегося в подвалах производителей вина (а это тоже дополнительные расходы), дорожает стекло, оборудование и т.д.

Рост цен на виноград наблюдается каждый год с середины 1990-х, и это увеличение цены больше не может абсорбироваться доходами. Тот же Philipponnat оценивает ежегодный рост стоимости шампанского на 3-4% следующие четыре года.

«Из-за этого могут упасть объемы реализации вина, но это реальность, и от этого никуда не деться», - говорит он. В период наибольшего спроса на шампанское - в сезон праздников в конце года - периодически проходят акции со скидками, но это носит краткосрочный характер и не влияет на общую ценовую тенденцию.

Основные дома шампанского будут все больше вина закладывать в «винные библиотеки»

Наиболее известные производители шампанского часто откладывают небольшие партии своих вин, особенно в исключительные годы, на очень длительное хранение, не выпуская их в продажу. По ним виноделы могут понаблюдать, как развиваются их лучшие урожаи со временем, становятся ли вина лучше или после определенного возраста останавливаются в своем развитии и дальнейшее их хранение просто не имеет смысла и т.д. Кроме того, с возрастом вино дорожает, в том числе и шампанское. Так престижное кюве Dom Pérignon урожая 1996 впервые было выпущено на рынок в 2003 году по цене £110 за бутылку. А вот Oenothèque (энотечная) версия этого вина вышла в свет только в 2011, и ее цена практически сразу удвоилась - £200 за бутылку.

Периодически такие очень долго хранившиеся вина выпускают в продажу, часто под новыми этикетками. Как правило такое вино хранится все это время в бутылке вместе с осадком из отмерших дрожжей и лишь перед самым моментом реализации производится дегоржаж - избавление от осадка. Такие вина называются «только дегоржированные» (recently disgorged или RD).

«Шампанское - это лучшее белое вино с точки зрения потенциала к хранению. И основная задача, стоящая перед нами, это доказать потребителям, коллекционерам и ценителям, что шампанское имеет огромный подобный потенциал», - говорит Frédéric Rouzaud, управляющий директор Дома Louis Roederer.

Сейчас среди производителей стало модным выпускать небольшие партии таких вин старых урожаев. И хотя их объемы очень невелики, это расширяет рынок шампанского. А поскольку все это время вино хранится в подвалах производителя в идеальных условиях, то такие вина имеют исключительный провенанс, а значит пользуются особым спросом у коллекционеров и ценителей.

Бережное отношение к природе

Данная тенденция сейчас в моде, поскольку это один из элементов создания положительного имиджа производителя. Основные дома шампанского не хотят отставать от современных веяний. Правда тенденция в первую очередь направлена на то, чтобы не навредить природе, а использование органических и биодинамических практик на винограднике и винодельне - это уже вторично.

Винная индустрия Шампани так определила четыре главных пункта в своей миссии «зеленого региона»:

контроль любых выбросов (твердых, жидких, газообразных);

сохранение местного терруара и улучшение его биоразнообразия;

разумное использование имеющихся водных ресурсов, побочных продуктов от производства вина и отходов производства;

противостояние вызовам со стороны природы и нехватки ресурсов.

За последние десять лет в Шампани на 35% уменьшилось использование пестицидов, а из тех что применяются сегодня, 50% были сертифицированы как органические. Ранее широко распространенная практика завоза и распространения на виноградниках городского мусора («urban compost») как источника органики прекращена в виду того, что вреда при этом наносится больше, чем пользы. 92% всех сточных вод, образующихся при производстве вина, сейчас подвергается той или иной обработке; 75% отходов от производства шампанского перерабатывается. Все это привело к тому, что пошло на убыль количество выбросов парниковых газов в атмосферу. К 2020 году CIVC (Межпрофессиональный комитет вин Шампани) полагает, что это уменьшение составит 25%.

Вок как, например, Felix Bocquet, руководитель программы по охране окружающей среды компании Veuve Clicquot, описывает экологические практики, используемые в его хозяйстве: «Мы перерабатываем по максимуму стекло, картон и пластик, накапливающиеся после производства вин. Вода является очень ценным природным ресурсом и у нас установлено специальное оборудование, позволяющее максимально сократить выбросы сточных вод. Оборотная система водоснабжения дает возможность повторно использовать воду для мойки бутылок, а вся использованная на винодельне вода собирается и используется для ирригации. За последние семь лет это позволило уменьшить нами потребление свежей воды на 54%».

В этом году планируется, что 100% сточных вод, образующихся при производства вина на всех хозяйствах, будет подвергаться очистке. При всех положительных тенденциях в этом направлении CIVC полагает, что поставленные планы о переводе 6% виноградников на органические методы выращивания к 2013, и 20% к 2020 году «выглядят менее реалистичными». Есть и другие планы по строительству новых зданий виноделен, где максимально будут использоваться солнечная энергия, дождевые воды, переход на более экологическую упаковку и бутылки меньшего веса.

Сорту пино менье будет уделяться больше внимания

В материале «Пино менье и шампанское» уже говорилось, что если посмотреть на площади виноградников Шампани, то по сортам они разбиты следующим образом:

Пино нуар - 38%

Пино менье - 35%

Шардоне - 27%

На сорт пино менье приходится треть всех виноградников и расположены они в основном в долине реки Marne, где почвы более тяжелые и велика вероятность весенних заморозков. Если шардоне и пино нуар считаются «благородными» сортами, то пино менье является «Золушкой» района. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в Шампани рейтинги grand сru и premier cru даны только виноградникам, где выращиваются два первых сорта, а вот участки с пино менье не имеют подобного рейтинга. Это означает, что если в производстве вина использован этот сорт, то на его этикетке не могут использоваться слова grand cru или premier cru.

Есть производители, которые много работают с этим сортом. Знаменитый Krug большой фанат пино менье, есть и менее известные имена, такие как Moutardier, Christian Briard, Lacroix и другие. Однако общее согласие среди производителей Шампани гласит: «Этот сорт слишком мягкий и может использоваться только для невинтажных смесей».

«Это только вопрос времени, когда появяться cru виноградники на 100% состоящие из этого сорта», - парируют другие.

 

 

Материалы по теме:

Успехи шампанского

Prestige Cuvées

Пино менье и шампанское

Шампанское 2012. Часть вторая

 


Автор: Роман Носов

От редакции
По материалам thedrinksbusiness.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.