Американское виноделие

Large_california_winery

Могут ли любители вина в России доверять качеству американских вин? В чем их преимущество, и на каком уровне сегодня находится американская в целом и калифорнийская в частности винная индустрия?

 

На нашем сайте мы довольно много внимания уделяем американскому виноделию. Правда, на российском рынке американские вина представлены весьма незначительно. Наверно для этого есть много причин. Участники «Мирового винного тура 2010», Аня Черякова и Джордж Дженссенс, (см. материал «WhyWhyWine путешествует по миру» ), приводят цифру, что американские вина составляют всего 1% в общем объеме вин, импортируемых в Россию. Но ведь по объемам экспорта вина США стоят на третьем месте после Франции и Италии!?

Главная проблема на пути американских и других зарубежных вин на российский рынок - вопрос доверия к ним. Хотя при этом, на хорошо работающем, конкурентном и перенасыщенном импортными винами британском рынке продукция США занимает третье место (совсем недавно были на втором, но в 2009 их потеснили вина с Аппенинского полуострова). Для Британии посылаются одни вина, а для России - другие, похуже? «Чепуха», - скажет сведущий в этом вопросе человек. Мне, живущему уже давно в США и перепробовавшему многие местные образцы, удалось не раз убедиться в том, что американские вина имеют одно существенное преимущество. Даже образцы из нижнего ценового сегмента в пределах от $2 до $10 за бутылку или вина типа bag-in-box соответствуют существующим стандартам. Среди них не встретишь откровенно плохих, некачественных вин, тех, что в России называют «пойлом». Продвинутые технологии виноделия и благоприятный, в частности, калифорнийский климат приводят к тому, что не бывает откровенно слабых, некачественных вин, которые нельзя пить. Я совсем не хочу идеализировать местную винную индустрию. Она, как любая индустрия, имеет свои плюсы и минусы, но могу точно утверждать, что не может быть здесь просто по определению каких-то грубых нарушений технологии или существующих норм, контрафактной продукции или «вторичного виноделия». Хозяйства дорожат своим авторитетом, лицензией и именем. Потерять лицензию легко, получить или вернуть ее обратно - куда труднее. Также надо принять во внимание жесточайшую конкуренцию на американском винном рынке.

Опять же, вино здесь относится к продуктам питания, к которым в США предъявляются очень жесткие требования по качеству. Бессмысленно предполагать, что для своих, американцев, виноделы делают хорошо, для всего остального мира - что придется, ну а для России - просто гадость.

У американских виноделов есть другая проблема - это существующие законы, регулирующие правила распространения алкогольной продукции внутри отдельных штатов. Наследие «Сухого закона», прекратившего свое действие почти 80 лет назад, сказывается до сих пор. В 1933, сразу после его отмены, федеральные власти переложили выработку правил распространения алкоголя внутри отдельных штатов на власти самих штатов, и каждый из них начал свое законотворчество и лоббизм отдельных интересов в этом вопросе. Плюс существующая еще с тех времен «трехзвенная» система распространения алкоголя, которая на первых порах несла в себе определенные зерна здравого смысла, но сейчас стала серьезным тормозом на пути движения вина от производителя к потребителю. Впрочем, дистрибьюторское, промежуточное звено этой цепи, за прошедшее время стало настолько мощным и богатым, что способно проллобировать свои интересы практически в любом законодательном органе любого штата и на федеральном уровне. Пример тому - недавно внесенный в Конгресс законопроект о запрете на прямые постаки потребителям вин из других штатов, минуя промежуточное звено, что уже существует во многих штатах. Скорее всего, данный законопроект не пройдет, но сам факт того, что богатые оптовики способны протолкнуть такой проект на самый верх законодательной пирамиды говорит об их богатстве и влиянии.

Винодельни, площади, сорта, 2009

Пока что в Америке пива пьют больше, чем вина. Подушное потребление последнего в США невелико - около 9 литров на человека в год, в шесть раз меньше, чем во Франции, которая по этому показателю занимает первое место в мире, если не считать Люксембург с его населением в 440 тыс жителей. Но, учитывая что население США в пять раз больше чем во Франции, и рост потребления вина в Америке постоянно растет вот уже на протяжении 16 лет подряд (даже в прошлом году в период самой жесткой фазы экономического кризиса), а с другой страны наблюдаемый обратный процесс во Франции, где подушное потребление быстро падает - не сегодня-завтра Америка станет самой винопотребляющей страной мира в абсолютных цифрах.

Производство собственного вина в США также на подъеме. Мы уже отмечали в материале «Виноделен прибыло», что число винодельческих хозяйств в США, несмотря на экономический кризис, в прошедшем году возросло еще на 122 единицы, достигнув общего количества 6223 винодельни по состоянию на конец 2009 года. Из этого объема на Калифорнию, крупнейший винодельческий штат Америки, приходится 49% всего количества виноделен или 3047 хозяйств.

Недавно Департамент Продовольствия и Сельского хозяйства этого штата опубликовал статистические данные по урожаю 2009 года. Он оказался вторым по объему за всю историю Калифорнии и составил 3696 млн тонн, уступив только 376 млн т «наивысшему» урожаю 2005 года.

Эта новость в первую очередь обрадовала тех производителей, кто занят выпуском брендов, основанных на покупках балк-вин, и потребителями, которые приобретают вина в дешевом и среднем ценовом сегменте. Не столь радостна эта информация для производителей дорогих, культовых вин в диапазоне $50 и выше. Их запасы значительны, продаются в условиях кризиса плохо, и владельцы хозяйств вынуждены предлагать большие скидки для реализации своей подукции оптовикам, розничной торговле и ресторанам. Многие вина, которые в условиях экономического бума были недоступны, сейчас стали доступны практически каждому.

Средняя цена на виноград урожая 2009 опустилась на 8%. Объясняют это нестабильным состоянием экономики, большим урожаем и нынешней тенденцией к уменьшению продолжительности действия контрактов с поставщиками винограда. Это заставляло фермеров продавать свой виноград прямо на месте, а такой метод торговли более чувствителен к флуктациям цен.

В Калифорнии под красными сортами занято 118110 га, а под белыми - 73433 га, более чем в 1,5 раза меньше. При этом самые большие площади занимает белый сорт шардоне - 38439 га, за ним идет красный сорт каберне совиньон - 30672 га. На третьем месте зинфандель - 20190 га и четвертый - мерло 18708 га. Урожай шардоне оказался в 2009 году выше на 26%, чем в среднем за последние пять лет. Покупатели балк-вин из шардоне заявляют, что этого количества более, чем достаточно. Поддержал 2009 год и уже проявившиеся ранее тенденци. Продолжали расти площади под сорт пино нуар с 13480 до 14726 га, отражая желание виноградарей и виноделен удовлетворять растущий спрос на этот сорт в Америке. (Продолжающаяся мода на пино нуар, вызванная фильмом «На обочине»?) Производство пино гри, наиболее быстрорастущего по объему белого сорта в США, увеличилось на 61% в 2009. В 2001 под этот сорт в Калифорнии было занято 1751 га, сейчас - 5139. Это происходит благодаря тому, что потребители все больше переключаются на простой и чистый стиль пино гри после некогда популярных сладковатых розовых вин из зинфанделя. Еще один белый сорт очень быстро «набирает» в Калифорнии - рислинг. С 2001 года площади под него более чем удвоились и составляли на конец 2009 более 1495 га. Этот сорт все больше завоевывает вкусы американских потребителей. Также увеличились в «Золотом штате» площади под сорт сира, достигнув величины 7413 га, что, кстати, способно доставить хлопот местным виноделам - вина из этого сорта продаются медленнее, чем они производятся. Сорт легко выращивается по всему штату, однако у потребителей он сейчас не особенно популярен. И еще один сорт в прошедшем году шел вверх - петит сира. В 2001 площадей под ним было 1807 га, а в 2009 уже 3072 га. Покупателям нравится вкусовые тона черных ягод в этих винах, а виноделы научились несколько укрощать сильные танины этого сорта.

Если же брать в целом по США, то, как мы отмечали в материале «Крепкий середнячок», по сортовому составу лидером, как и в Калифорнии, является шардоне - 22,2% рынка; на двух последующих позициях каберне совиньон - 14,5% и Мерло - 10,6%.

 

 

Материалы по теме:

Виноделен прибыло

Крепкий середнячок

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.