Старый супротив Нового

Рэнделл Грэм, один из наиболее эксцентричных и влиятельных калифорнийских виноделов размышляет о том, в чем разница между винами Старого и Нового Света

Column-corner
Middle_Randall_Grahm

 

С точки зрения географии, понятие Старого и Нового Света устарело, но для описания вин этот термин сегодня более чем уместен. Особенно он удобен, когда надо объяснить разницу в стилях вин среди производителей и винных вкусов среди потребителей. Стили виноделия классических регионов Старого Света, включая Францию и Италию, уходят своими корнями в вековые традиции и делают упор на различие и разнообразие. Здесь в основе лежит понятие терруара - термина, используемого для описания индивидуальности конкретного участка виноградника, который, независимо от стилистического вклада винодела, оставляет свой след в конечном продукте. Вина Старого Света, по крайней мере, так было, больше фокусируются на выделении особых характеристик, наследуемых от конкретного виноградника, будь то типы почв, которые передают уникальные вкусовые характеристики или существенные различия между урожаями. Винодельческие регионы Нового Света, как например, США или Чили, наоборот, больше полагаются на технологические инновации и здесь винодельческая тенденция - достичь максимального коммерческого признания и одобрения. В этой части мира очень распространены различные виды контроля над процессом виноделия - от ирригации виноградников до подбора особых штаммов дрожжей. Такой подход оставляет мало места случаю, непредсказуемости, «шуткам» Природы, зато отдает предпочтение «винной химии». «Каждый год должен быть винтажным» - это заклинание, которое повторяют здешние виноделы и оно объясняет успех их вин.

Вина Старого Света обладают меньшей алкогольной крепостью и более кислотные, «минеральные», но и менее «фруктовые», чем их аналоги из Нового Света. Старомодный стиль горд своей комплексностью и балансом - факторы, которые усиливают совместимость таких вин с различной едой. Вина нового стиля делают упор на силу и плотность вкуса, надеясь этим заработать высокие баллы у винных критиков и специализированных медиа, что часто достигается посредством использованием новых дубовых бочек.

На первый взгляд концепция Старый/Новый Свет сводится к вопросу одной географии, но такой подход чересчур прост. Настоящее различие лежит в большей степени в человеке-виноделе, чем в Матери Природе, и описать эти отличия только двумя красками - белой и черной - невозможно. Старый и Новый винные миры - это склад ума: они отличаются тем, что мы пытаемся достичь, когда создаем вино, исходя из приоритетов экономических, культурных и сельскохозяйственных. Но когда-то все вина были европейскими (точнее, евроазиатскими) и до недавнего времени лучшие вина были без сомнения такими.

Немного истории необходимо для понимания того, откуда взялась эта странная биполярность винного мира, которую мы унаследовали. Виноград впервые был использован для получения вина тысячи лет назад в районе Кавказа, а затем распространился сначала в благоприятном по климату Средиземноморье, а потом в более холодных районах западной Европы. Традиции производства утонченных вин были заложены средневековыми французскими монашескими орденами. Жертвуя количеством ради качества, после столетий тщательных наблюдений и экспериментов, монахам удалось отобрать лучшие сорта, подобрать наиболее благоприятные участки и создать отличительные вина, достойные поклонения. Они вдохновили и другие регионы Европы на производство лучших вин, при этом каждый работал со своими собственными местными сортами винограда. Например, в то время как в Бургундии такими сортами стали шардоне и пино нуар, в Бордо - это царство каберне совиньона и мерло.

Великие вина из таких районов как Калифорния или Австралия - это относительно недавний феномен. Когда европейские колонисты переезжали в Новый Свет, виноградные сорта Старого мира и технологии виноделия следовали с ними. Европейцы-иммигранты сажали свои растения, включая и виноградную лозу, в обеих Америках и Южном полушарии (Австралия, Южная Африка, Чили и т.д.) Сначала главной опорой были высокопродуктивные «рабочие лошадки», такие как зинфандель, матаро (мурведер) и шираз, но постепенно наиболее продвинутые виноградари, имея желание производить лучшие вина, начали работать с саженцами французских лоз. Однако, поскольку европейская лоза не всегда оказывалась в подходящих условиях, первоначальные успехи с сортами шардоне и мерло плохо походили на то, что давали эти же сорта в Старом Свете.

Традиции создания вин Старого Света развивались в течение веков в направлении региональных отличий, совместимости с местной едой и способности вин храниться долгое время. В Европе лучшие вина получались в районах со сложными условиями, в местах, где комбинация холодного климата и плохих почв заставляла лозу бороться за выживание, давать малое число ягод, но делала их более вкусными и концентрированными. Винодельческая практика развивалась методом проб и ошибок, без электричества и микроскопов, с одной целью - создавать долгоживущие вина, которые способны противостоять безжалостному окислению и порче. Региональные стили, естественно, соответствовали местной кухне, поскольку достоинства вина определялись прежде всего за столом. Индивидуальность вина была его знаком отличия. Лучшие вина имели свой уникальный характер, каким обладают произведения искусства. С приходом XX века Европа начала регулировать свою винодельческую отрасль относительно региональной типичности, называя каждое вино по своему уникальному месту происхождения и стимулируя виноделов делать меньше вина ради улучшения его качества и характерных отличительных признаков.

Напротив, успех винной культуры Нового Мира определен коммерческими запросами, производимым благоприятным первым впечатлением и созданием культа наслаждения и удовольствия от потребления вина. Большинство виноградников Нового Света расположено в регионах, где теплее и суше, чем в европейских зонах, производящих лучшие вина, где погодные условия постоянно несут в себе определенную степень риска. От Калифорнии до Австралии, от Чили до Южной Африки... ирригация позволяет лозе развиваться без какого-либо риска. При огромном количестве солнечного света и поливе виноград созревает быстро, становится слаще, сочнее, приобретает более интенсивный фруктовый вкус. Вина этой части мира более зрелые, подчеркнутого фруктового стиля. Передовые технологии и почти тотальный контроль за микробиологической жизнью вин приводит к созданию «стерильных» напитков, у которых подавлен комплексный аромат, а на вкус они как фруктовый джем. Без исторического контекста, при «слепом» дегустировании наивысшие баллы даются винам с преобладающей мощью над балансом, зрелости над комплексностью, миловидностью над красотой. Нечто подобное можно наблюдать и в современном кинематографе, когда голливудские блокбастеры привлекают больше зрителей своими спецэффектами, красивыми, мускулистыми актерами, простым сюжетом с предсказуемым концом, нежели чем более утонченные европейские картины, которые заставляют думать.

Вина Старого и Нового миров когда-то были непримиримыми противоположностями, но сейчас они все больше представляются двумя полюсами одного винодельческого мира, и оба имеют право на существование. В течение последней пары десятилетий глобальное распространение вин стало процветающим бизнесом и влияние коммерциализации чувствуется везде. Видя, каким спросом на мировом рынке пользуются сочный и фруктовый стиль вин Нового Света, европейские виноделы начали «подгонять» свою продукцию под складывающиеся «фруктовые» вкусы. Сыграло и желание впечатлить влиятельных винных критиков. И хотя некоторые из этих вин бывают высокого качества, только наиболее стойкие производители сопротивляются неизбежному крену в сторону похожести, одинаковости, когда все фокусируются на тех же самых приоритетах. Но справедливо и то, что все большее число виноделов Америки и Южного полушария признают усталость вкуса потребителя и все более распространяющееся царство тяжелых, крепких и очень одинаковых вин. Некоторые просто начинают делать более яркие, выделяющиеся напитки, хорошо подходящие к обеденному столу, другие пытаются возрождать старые, но забытые традиции выращивания винограда и создания вин.

В конце XX века доминирование «технических» вин часто смазывало выразительность места его рождения, которую мы еще можем найти в винах Старого Света. Когда-то, зная страну происхождения вина, можно было с уверенностью предсказать его вкус. Сейчас это не столь определенно, однако старые образцы являются полезным гидом при движении в этом направлении.

Большинство людей всегда предпочитают что-то одно при сравнении с другим, при этом приоритеты могут быть абсолютно разными, даже противоположными в зависимости от случая, обстановки или конкретной еды. В целом, стиль Нового Света более простой и понятный и сейчас более популярный, в то время как стиль Старого Света более утонченный и имеет все шансы приобретать новых поклонников. С обеих сторон много своих приверженцев и снобов, но нельзя сказать, что один какой-то стиль правильный, а другой нет. Персональный вкус в мире вина такой же личный, как в музыке, моде или искусстве.


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.