Wine Spectator: Итоги года

Large_WS100

По традиции, ближе к декабрю многие специализированные винные издания мира подводят некоторые итоги, определяя лучшие вина за истекший год

 

Понятно, что определить некого винного «чемпиона мира» по итогам года невозможно. Во-первых, потому что на нашей планете каждый cезон производятся десятки тысяч разнообразных вин, перепробовать которые физически невозможно даже очень большой группе экспертов. Во-вторых, вино - это продукт питания, имеющий определенный набор вкусовых и ароматических характеристик и их оценка очень субъективна. Это не спорт, где определить лучшего из лучших можно по вполне четким и понятным критериям. Когда дело касается нюансов аромата, вкусовых ощущений, стиля вина, на первый план выходит личное восприятие этих характеристик. И хотя можно привести пример 100-бальной шкалы Роберта Паркера, которая взята на вооружение многими, понятно, что и такой рейтинг очень условен.

Из всех винных изданий годовой рейтинг «Top-100» американского журнала Wine Spectator, пожалуй, cамый популярный. Возможно потому, что это самое читаемое винное издание в мире, с его мнением считаются, его оценки принимаются во внимание. Тираж журнала, согласно его декабрьскому номеру за этот год, - 2,831,000 экземпляров. А выпуск, который публикует итоги года, имеет тираж более 3 млн экземпляров. Это несомненно делает честь его главному редактору Марвину Шанкену (Marvin Shanken), который в 1973 купил за 5 тыс долларов 4-х страничный информационный бюллетень, освещавший работу алкогольной индустрии и имевший на тот момент всего 250 подписчиков. А затем, благодаря своим организаторским способностям, сумевший сделать из невзрачного издания крупнейший винный журнал в мире). Кроме того, издание при оценке вин пользуется 100-бальной, понятной «паркеровской» шкалой, хотя на страницах журнала имя Паркера как и его фотографии не встретить. Ну это вполне объяснимо - они два основных «игрока» на американском винном рынке и делить его с кем-то еще совсем не хотят. Правда, паркеровский бюллетень Wine Advocate никаких итогов года не подводит.

Популярность «лучшей сотни» Wine Spectator можно объяснить еще и тем, что она определяется с 1988 года, в этом году это уже 23-й раз. Кроме того, это всегда обставлено очень красочно, живо, интригующе, с нагнетанием обстановки и обратным отсчетом времени, оставшимся до кульминационного момента публикации имен победителей. (Американцы в этом смысле большие специалисты по устройству красочных представлений практически из ничего). Правда  в этом году стандартный сценарий был нарушен, когда какой-то хакер взломал базу данных журнала и выложил в интернете досрочно десятку лучших вин. Шоу оказалось несколько смазанным, но заслуг победителей от этого не убавилось.

Что дает попадание в заветный список ста лучших? Это является хорошей рекламой производителям вина и гарантией того, что их продукция не задержится на полках магазинов. К их бутылкам всегда будет прикреплен ярлычок с указанием, что данное вино получило такое-то место в списке лучших 100. Это чем-то похоже на фильмы, которые завоевали какую-то из оскаровских номинаций, что гарантирует им большие сборы от проката.

 

Редакция Wine Spectator говорит о том, что при составлении подобных списков учитываются следующие критерии:

- Высокая сумма баллов, данная этому вину (не менее 90), но не обязательно 100

- Большие объемы производства, выраженные количеством произведенных ящиков, делающие вино доступным, а не рассчитанным на узкую группу избранных или коллекционную редкость

- Разумная отпускная цена по стандартам относительно благополучных в экономическом плане стран мира

- «Х-фактор» - не имеющее четкого определения понятие; это особое впечатление, «степень воодушевления», испытанного дегустаторами WS от того или иного вина. Из всех показателей этот самый субъективный

Кроме того, составители списков лучших стараются отметить те вина, в которых наиболее ярко проявились традиции и инновации, талант виноделов и качество урожая с великих виноградников. Это сложный баланс.

К составлению таких списков можно было бы подойти достаточно формально. Есть в мире хозяйства, которые стабильно из года в год делают качественные вина, которые неизменно вызывают очень высокие отзывы и оценки у критиков и дегустаторов. В первую «десятку» можно спокойно каждый год включать все пять хозяйств из Первой группы Классификации медокских вин, добавить что-то из Помроля, супертоскану, какое-нибудь культовое каберне из Калифорнии, что-нибудь из Испании и этот список можно высекать в камне - настолько неизменным он будет из года в год.

Но составители подобных рейтингов исходят из тех же принципов, что и функционеры ФИФА, которые приняли решение о проведении Чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Возможно, второй главный претендент, Англия, лучше организует будущее первенство, но в Англии уже было подобное соревнование, она и так является признанным футбольным центром. Цель ФИФА - максимальная популяризация футбола, и эта организация заинтересована в проведении первенств мира в как можно большем числе разных стран. То же и с вином. Для его более широкого распространения и стимулирования развития качественного виноделия в разных странах мира и на разных континентах в списки лучших вин стараются включать новых, не очень известных производителей, которые в данный конкретный год сделали очень хорошее вино. В отличие от великих французских хозяйств, у таких виноделов следующий выдающийся урожай может случиться не скоро или вообще его не будет никогда. Но упоминание их имен наверняка будет способствовать развитию виноделия в данной местности, привлечет к ней внимание потребителей, критиков, специалистов и финансовый интерес со стороны потенциальных инвесторов.

За 22 года...

Прежде, чем мы проанализируем лучшие сто вин 2010 года по версии журнала Wine Spectator, давайте немного посмотрим на общую статистику предыдущих 22 лет.

Всего за это время в заветные списки попали вина 18 стран. Из бывших республик СССР лишь однажды в 1999 году вино из Украины Massandra Pinot Gris Crimea 2 Year Old NV завоевало 78 место. Если брать в целом страны Восточной Европы, то компанию Украине составила только Венгрия, вина которой шесть раз попадали в списки ста. Надо ли говорить, что почти всегда это было знаменитое «Токайское». Чаще других за 22 предыдущих года упоминались американские вина (853 раза из 2200 возможных - 39%), что вполне понятно. Во-первых, журнал американский и в первую очередь ориентирован именно на читателей этой страны. Во-вторых, эксперты журнала анализируют лишь те вина, которые в течение года попали на американский рынок. Естественно, что местные вина представлены на этом рынке в наибольшем количестве. На втором месте по частоте упоминания вина Франции - 594 раза (27%). На третьем месте Италия - 293 раза (13%).

В целом,журнал Wine Spectator подводит итоги года по трем группам: абсолютные победители, занявшие первое место, первая «десятка» и общая «сотня». Полные списки «Топ-100» достаточно обширны и о достоинствах некоторых из вин из второй части перечня бывают достаточно спорные суждения. Сам журнал, не без основания считает, что первая «десятка» вин в рейтинге каждого года - это действительно лучшее, что было за прошедший год. Так вот, если брать списки первых десяти вин за 22 года, то здесь уже лидирует Франция - 83 раза из 220 возможных, а США с 71 вином на втором месте. Италия опять на третьем - 35 упоминаний.

Чемпионы

А теперь победители. Их было не 22, как можно было бы предположить, а больше - 25. В 1997 году сразу два португальских Порта были признаны лучшим вином года. А в 1998 журнал решил провести эксперимент и подводил итоги сразу по трем категориям: лучшее красное, белое и десертное вино. Нововведение не прижилось, и на следующий год было решено вернуться к обычной процедуре подведения итогов. Всего лучшими признавались вина шести стран. Среди «чемпионов» лидирует Франция: 10 раз вина этой страны были абсолютными победителями. У США 8 первых мест, у Италии - 3. Первые места занимали 22 красных и 3 белых вина - достаточно красноречивая картина. Ни разу шампанское или игристое вино не становилось победителем списка. Соотношение представителей Старого и Нового Света 15:10.

Лишь одно вино становилось победителем дважды - это калифорнийское Сaymus Cabernet Sauvignon Napa Valley Special Selection 1984 в 1989 и оно же, но урожая 1990 в 1994 году. Дважды победителем называлась продукция калифорнийского хозяйства Beringer, но это были разные вина: Beringer Cabernet Sauvignon Napa Valley Private Reserve 1986 в 1990 году и Beringer Chardonnay Napa Valley Private Reserve 1994 в 1996. Четыре раза победитель списка получал максимальную оценку в 100 баллов. А в целом, средний бал «чемпионов» - 97, а средняя цена в момент выпуска вина - $62.

Итоги 2010 года

Дегустационный совет журнала WS в течение этого года провел «слепую» дегустацию 15800 новых вин. Из этого количества 3900 получили оценки в 90 баллов и выше по 100-бальной шкале. Они и стали претендентами на попадание в заветный список. Как отмечает сам журнал, данный список является «моментальным снимком» эволюции развития глобального виноделия за прошедший год. В целом отмечается, что основной тенденцией 2010 года был рост производства дорогих вин ограниченного объема с одной стороны, и увеличение объемов выпуска вин массового потребления с другой. Потребители стали значительно больше внимания уделять розничной цене вина, в то время как имя производителя и регион производства теряют свое былое значение.

Соотношение между винами Нового и Старого Света 53:47 в пользу Нового. Отмечаются успехи калифорнийской винной отрасли, особенно вин на основе шардоне и пино нуара. Всего на вина «золотого» штата пришлось четверть всего списка, включая и победителя - вино Saxum James Berry Paso Robles 2007. Выросло представительство Аргентины до пяти и все они из сорта Мальбек. В списке четыре представителя Чили. После двух лет отсутствия опять в перечне появилось вино из Греции. Хуже «выступила» Италия, сократив свое представительство в списке этого года сразу на 10 позиций с 19 до 9. Как объясняет редакция журнала, произошло это за счет того, что лучшие вина этой страны чересчур дороги и производятся в небольших количествах. Уменьшилось представительство Австралии за счет жесткой конкуренции со стороны производителей из других частей мира. Всего представлены виноделы 14 стран.

Самое большое представительство в этом году приходится на США - 35 вин, затем идут Франция 19 и Италия с Испанией - по 9. Если посмотреть на 19 французских вин, то больше всего упоминаются вина долины Роны - 6, Бургундии - 5. А вот Бордо представлено только одним вином - Château Rollan de By Médoc 2008, занявшее 96 место!. Два вина из списка получили по максимуму - 100 баллов. Это португальский Dow Vintage Port 2007, занявший 14-е место, и каберне совиньон из долины Напа Schrader Cellars 2007, идущий следом на 15-ой позиции. А вот самым дорогим вином оказалось Château de Beaucastel Châteauneuf-du-Pape Hommage à Jacques Perrin Grande Cuvée 2007, отпускная цена которого составила $535 за бутылку при сумме баллов 99, занявшее 35-е место. Самым дешевым стало австралийское вино d'Arenberg The Stump Jump Red South Australia 2008 за $11, получившее 90 баллов и оказавшееся на 63 месте. А всего в списке 25 вин ценой менее $20 долларов.

В целом итоги 2010 года укладываются в среднестатистические показатели предыдущих лет. Каких-либо революционных изменений, появления новых ярких «звезд» не произошло. Год как год. Средняя цена вин «сотни» 2010 года составила $48, а средняя оценка - 93 балла. Это на $8 выше, чем год назад (признак выхода мировой экономики из рецессии?), но на $4 меньше результатов докризисного 2008 года.

Этот материал хотелось бы закончить одним напоминанием. Хотя вышеперечисленные напитки тестируются опытными специалистами с хорошо развитыми «откалиброванными» и натренированными вкусовыми рецепторами, совсем не обязательно, что вина, которые они оценили высокими баллами, понравятся и вам. Возможно, вы предпочитаете вина другого стиля, иной крепости или уровня сладости. На вкус и цвет... К тому же к любым подобным рейтингам и оценкам надо относиться с известной долей сомнения. Все что оценивается на уровне чувств - очень индивидуально. Тем не менее, стоит присматриваться к подобным рейтингам, ведь они ориентированы на рядового потребителя и виноторговцев. А кроме того, надо помнить, что вино - это не книги или фильмы. Если какие-то из них стали «хитом сезона» и пользуются повышенным спросом, то можно допечатать их дополнительные копии. С вином так не получится: сколько сделано, столько сделано и больше уже не будет. Вернее сделать-то можно, но получится уже совершенно другое вино.

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.