Шкалы-баллы

Large_hugh_parker

Хью Джонсон и Роберт Паркер – друзья-товарищи, враги или просто два винных специалиста, которым совпало жить в одно время и заниматься одним делом? Оба они пользуются разными системами оценки вид и оба высмеивают системы друг друга

 

Давайте представим на минутку, что где-нибудь на «нейтральной» территории, скажем в Австралии, встретились два ведущих англоязычных винных критика - «простой парень» из американской балтиморской «глубинки» Роберт Паркер и утонченный английский джентльмен Хью Джонсон. Организовать такую встречу конечно не просто. Между двумя винными специалистами уже давно пробежала «черная кошка». «У Боба плоский вкус, как у всей Америки», - говорит Хью. И продолжает: «Империалистические деятели находятся в Вашингтоне, а диктатор вкуса живет в Балтиморе. В прошлом винная критика была достаточно безобидной и деликатной. В своем нынешнем американском варианте она больше похожа на крестовый поход. Стиль работы Паркера основывается только на понятиях «хорошее» и «плохое».

А Паркер на все это машет рукой. Он вообще куда менее дипломатичен в своих высказываниях:

«Окислившееся похожее на мадеру Margaux 1900, он (Хью Джонсон) ценит куда больше, чем Cheval Blanc 1990, потому что первое вино, видите ли, обладает историей! Для меня же самое главное - то, что в бутылке!».

Несомненно, если бы такая встреча между Робертом и Хью состоялась, они бы использовали возможность обменяться колкостями.

Как любые винные специалисты, каждый из них пользуется определенной шкалой для оценки вин. Роберт Паркер потратил много сил на продвижение своей 100-бальной шкалы, которая чем-то похоже на систему оценки успеваемости учеников в американских школах. При этом 50 баллов означало ужасное вино, которое невозможно пить, а 100 - безусловный шедевр. Вся существовавшая тогда винная пресса смеялась над ним, но на сегодняшний день эта система является доминирующей среди самых крупных изданий в мире. При этом вина ниже 50-ти баллов просто не существует. Каждому вину еще перед дегустацией выставляется эта сумма, только потому, что это вино, а не сок. А дальше идет начисление баллов к этой первоначальной величине в 50 по следующей системе: насыщенность цвета вина и его внешний вид оцениваются максимально в 5 баллов; аромат и букет могут получить до 15 очков. Вкус и послевкусие - до 20. При максимальных оценках это дает 90 баллов. И, наконец, последние максимальные 10 очков - общий уровень качества и потенциал возможного дальнейшего развития вина и его улучшения со временем.

В результате получилась следующая система:

 96-100: экстраординарное вино исключительного и комплексного характера, показывающее все атрибуты, которые должно иметь классическое вино своего сортового состава. Эти вина стоят того, чтобы приложить усилия в их поиске, покупке и потреблении.

90-95: выдающееся вино исключительной комплексности и характера.

80-89: от только чуть выше среднего и до очень хорошего качества вино, показывающее различные степени утончённости и вкуса, без заметных изъянов.

70-79: среднее вино с небольшими отличиями при условии, что оно хорошо сделано. Как правило - простое, непосредственное, безвредное и безобидное.

60-69: ниже среднего, вино имеющее заметные недостатки, такие как избыточная кислотность и/или танинность, отсутствие вкуса, неприятный аромат.

50-59: вино, которое оценивается как неприемлемое.

 

Здесь конечно не сможет удержаться «дружище» Хью Джонсон:

«Роберт, да на вашу систему уже придумано столько пародий, что мало не покажется. Вот сейчас зачитаю одну такую»:

100 - такого вина не существует в природе, теоретически его невозможно создать. Это означает полное совершенство, которое, по моему мнению, недостижимо. Используется мной крайне редко, чтобы привлечь к этому вину внимание и поиздеваться над винной индустрией.

95-99 - великое вино, которое надо приобрести при любых обстоятельствах. Поразительный продукт, который только идиот может не узнать и не заметить.

91-94 - абсолютно не уверен как хороши эти вина по-настоящему, но они должны быть хорошими. Разница между 91 и 94 не имеет никакого отношения к вину, но имеет отношение к уровню моей самоуверенности; люблю указать на то, что это «лучшее вино для данного шато за всю историю». В любом случае эти вина мной рекомендуются.

90 - глупая сумма баллов. Она означает, что я испугался дать этому вину более высокие баллы - они могут быть ошибочными. Но с другой стороны я боюсь, чтобы моя оценка не оказалась в более низкой десятке балов. Эта величина означает «попробуй сам и будь судьей».

86-89 - черт возьми, но это вино можно пить. Оно может быть хорошим...или я могу ошибаться.

81-85 - вы должны страдать от жажды или пребывать в крайне стесненном финансовом положении, чтобы пить вино из этой группы. Величина в 81 балл означает, что вы, в лучшем случае, с трудом проглотите это.

75-80 - даже не пытайтесь открыть такую бутылку, чтобы не разочароваться в том, что вы потратили на это деньги.

Ниже 75 - могут ли вас привлечь к суду за высказывания о том, что вы думаете на самом деле об этом вине?

 

Хью Джонсон в своем издающемся каждый год знаменитом справочнике «Pocket Encyclopedia of Wine» оценивает в первую очередь производителей вина и зоны его производства, в меньшей степени - сами вина по следующей системе:

* - простое вино повседневного потребления;

** - выше среднего

*** - широко известное с хорошей репутацией

**** - великое, престижное, дорогое

 

«Коллега Хью», - не захотевший оставаться в неоплаченном долгу, ответил Паркер: «А что за странной системой оценки вин вы пользуетесь?

«Один вдох носом - минимальная оценка; решительное «спасибо».

Один глоток - ступенькой выше.

Два глотка - легкий интерес.

Полбокала - легкое сомнение, некоторое колебание.

Бокал - терпимое, в общем, одобряется.

Два бокала - оно вам почти понравилось (или нет ничего другого под рукой, чтобы выпить).

Три бокала - вы нашли это вино более, чем приемлемым.

Четыре бокала - оно щекочет ваше воображение.

Одна бутылка - означает удовлетворение от вина.

Вторая бутылка - это по-настоящему отличное вино.

Дюжина - означает, что вы не собираетесь упускать это вино.

Логическое завершение этой системы - вино целого виноградника.

«Это такой тонкий английский юмор?»

 

Скорее всего, после такой встречи каждый из ее участников останется при своем мнении о коллеге по цеху. Надо сказать не самом лучшем. Да и что можно ожидать в подобной сфере деятельности. Потребителей их информации не так уж и много, и делить их с кем-то еще - поищите дураков!

 

 


Автор: Алексей Михайлов

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »