Вино Поднебесной

Large_vineyard_china

Станет ли Китай в будущем крупным производителем качественных вин? А важным игроком на мировом рынке? Ответить на эти и другие вопросы не так-то просто, поэтому давайте по-порядку

 

Для массы сообщений, появляющихся в прессе об этой стране есть все основания. Увеличивается потребление вина в стране, хотя в пересчете на душу населения эти цифры невероятно маленькие, Гонконг стал крупнейшим винным аукционным центром в мире. Плюс к этому растет число обеспеченных и богатых людей в Китае, которые хотели бы покупать лучшие и дорогие вина со всех уголков мира как для собственного потребления, так и в качестве достаточно надежных инвестиций в нынешних условиях высокой инфляции в стране. Правда, многие специалисты предупреждают, что китайские власти искусственно поддерживают растущий интерес местного населения к вину, но при этом в первую очередь хотят развивать собственное виноделие, а не увеличивать объем импорта. Ну да это понятно - китайскому правительству нужны западные инвестиции и технологии для создания новых рабочих мест у себя в стране, а не во Франции или Чили.

Популярность отдельных винных брендов в Китае объясняется скорее общением между соседями и родственниками и поддержке местных знаменитостей, нежели чем их качеством. Однако стремительно растут новые группы любителей вина. Многих мужчин в возрасте 40-60 лет привлекают вина Франции, особенно кларет, и местные китайские вина премиального качества. Представители более молодой возрастной группы - 25-35 лет из среднего класса, в особенности женщины - более открыты для знакомства с широким спектром вин разных стилей из разных стран. Исторически предпочтения отдаются красным винам ( см. материал «Азия, вино, женщины»). На импортные вина существуют значительные ввозные пошлины, что ставит их в неравные условия с местной продукцией, хотя присутствие на местном рынке вин из Франции, Австралии и Чили становится все заметнее. Италия и Испания чуть позади, но у них нет пока такого признания, как у первых трех стран.

Производители вина по всему миру сейчас смотрят на Китай как на ключевой экспортный рынок. Но при этом они не должны забывать о собственном винодельческом потенциале Китая. Когда год назад стало известно об организации совместного предприятия между знаменитым Chateau Lafite и CITIC (крупнейшая в Китае государственная инвестиционная компания), многие начали задаваться вопросом, а сможет ли Китай производить значительное количество качественного вина? Во время проведения последних летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 году группа специалистов с почетным званием Master of Wine предположила, что Китай лет через 50 станет крупнейшим производителем лучших вин. Другие были менее оптимистичны, указывая на низкое качество сегодняшних местных вин и слаборазвитую витикультуру. Надо заметить, что вся земля в стране принадлежит китайскому государству и любая сельскохозяйственная деятельность организуется через различные государственные структуры, да и китайские фермеры пока не относятся к категории опытных виноградарей. Обильная ирригация и массовое использование пестицидов способствуют количеству, но во вред качеству. Кроме того, значительные площади страны подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий.

В главном винодельческом центре страны, провинции Шаньдун (Shandong), летние дожди часто приводят к развитию гнили на винограде. Даже распыляя средства борьбы с ней, фермеры вынуждены собирать урожай недозрелого винограда рано, что приводит к появлению в полученных винах неприятных ароматических и «зеленых» вкусовых характеристик.

Согласно статистике, Китай сейчас занимает шестое место в мире по объемам производства вина, хотя в действительности трудно определить сколько реально выпускается своего вина, поскольку на местах большие объемы импортного виноматериала смешиваются с местным. В Китае сейчас действуют 500-600 виноделен (разброс в оценках до 20% - обычное манипулирование со статистикой в недемократических государствах), а под виноградной лозой занято 40-50 тыс га, хотя опять же нет точных данных по объемам собираемого урожая. Для удовлетворения спроса на вино местной продукции явно не хватает, что ставит винопроизводителей перед необходимостью закупать импортный виноматериал.

Винная элита

Среди сотен мелких производителей преобладают три гиганта: Changyu, Dynasty и Great Wall (последняя компания принадлежит COFCO - государственной сельскохозяйственной организации). Качество - не главное для трех гигантов. Они призывают к патриотическим чувствам местных потребителей и рост их продаж только демонстрирует лояльность к местным брендам. Что примечательно, экспортные вина компаний не отличаются по качеству, зато отдельные образцы, изготавливаемые в небольших объемах и предназначенные для партийной элиты, разительно отличаются от массового продукта (см материал «Вино для президентов»). Ожидать резкого улучшения качества вин от супергигантов не приходится. У них нет для этого стимулов. Объемы продаж их продукции велики за счет узнаваемости их брендов у местного населения. Китайские потребители имеют слабое представление о том, каково качественное вино на вкус, так зачем крупным компаниям что-то улучшать? Правительство также не стимулирует производителей улучшать свою продукцию - хорошо уже то, что своим недорогим, пусть и не очень качественным вином, они отучают местное население от потребления китайской водки.

Справедливости ради надо отметить, что есть несколько относительно крупных виноделен, принадлежащих китайскому капиталу, таких как пекинская Dragon Seal, CITIC или Niya из Синьцзян-Уйгурского автономного района (Xinjiang). Они производят достаточно качественное вино из международных сортов винограда, но больший интерес представляют скорее небольшие производства, являющиеся совместными предприятиями или привлекающие иностранных консультантов. Например, Grace Vineyard из провинции Шаньси (Shanxi), детище гонконгского миллионера Чана (Chan) и его французского партнера Sylvain Janvier. Винодельня организована в 1997 и сейчас ей руководит дочь Чана Джуди Лейснер (Judy Leissner). Вина этого хозяйства, популярные среди китайских знатоков и разбирающихся любителей, были замечены такими специалистами, как Дженсис Робинсон и австралийским винным критиком Джеймсом Холидеем. Дешевая линейка вин этого хозяйства, представленная сортами шардоне и каберне совиньон вполне приемлема по качеству и стоит в районе $10. И хотя это в два раза дороже дешевых брендов гигантов Changyu и Great Wall, качество этих вин раза в два лучше. Компания Grace Vineyard также производит более дорогие вина по ценам $15-20 и даже $60, которые по стилю напоминают бордоские в легкие года. Хозяйство начало сотрудничать со знаменитой испанской винодельческой династией Torres, что привело к выпуску сухого освежающего Муската крепостью всего в 10%, который приятно потреблять жарким китайским летом.

Климат и вывод

Всю территорию Китая можно условно разделить на две части: северную, где преобладает континентальный климат (суровая зима, знойное лето) и южную, субтропическую (зима и лето с обильными осадками, высокая влажность и высокие температуры). Северо-западный район Синьцзян расположен на уровне 42º северной широты, той же широты, что и французский Лангедок-Руссильон. В этом автономном районе производится много столового винограда, а виноделие пока только начинает развиваться. Как и в районе Нинся, климат здесь относительно сухой, но осенью и весной существует опасность ранних заморозков. На северо-востоке в провинции Шаньдун, которая лежит на широте в 37º, так же как и Сицилия, но имеет не такой благоприятный климат, как итальянский остров, сильные летние дожди представляют опасность с точки зрения развития гнили и грибковых заболеваний лозы. Рядом лежит район Хэбей - он более сухой и является основным районом по производству вин. В северных районах страны, таких как Хэбей, Нинся и Синьцзян, каждую зиму лозу вынуждены вручную закапывать в землю для защиты ее от морозов, благо что недостатка рабочих рук в Китае пока не наблюдается.

Если смотреть на ситуацию реалистично, то, по мнению многих экспертов, Китай не станет в скором времени серьезным производителем качественных вин. Сорта рислинг и шардоне получаются неплохо. А вот поздносозревающий и коммерчески популярный каберне совиньон для большей части страны не подходит из-за климатических условий. Ставку стоит сделать и на более раносозревающие мускат, гамэ, мерло и темпранильо - они имеют большие шансы на успех.

 

 

Материалы по теме:

Азия, вино, женщины

Вино для президентов

Шокирующая Азия

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »

 

 

 

 

 

 

 

                   Экспорт                   Первой китайской винодельней, ориентированной на экспорт вин в другие страны, была Dragon's Hollow в автономном районе Нинся (Ninghia). Освежающий сухой Рислинг, приятный, не подвегшийся выдержке в бочках Шардоне и Каберне Совиньон продаются в больших объемах в США по цене $12,99. Вино подается также во многих китайских ресторанах на территории Америки. Недавно образованное совместное предприятие Lafite/CITIC также нацелено на экспортные рынки. Эти вина, как правило, классом повыше, чем те, что реализуются внутри страны, и в основном производятся на небольших винодельнях приезжими специалистами из классических сортов винограда.