Шокирующая Азия

Small_chin_1Small_chin_2Small_chin_3

В наши дни особенно популярна идея, продвигаемая многими экспертами, что азиатский рынок в целом и китайский в частности представляют собой огромные возможности для роста продаж вина в следующие 20-30 лет. Эта информация особенно актуальна на фоне падения потребления в странах Европы, но все не так просто, как кажется

 

Мы уже писали об огромной популярности комиксов-манга Les Gouttes de Dieu («Капли Бога») в азиатских странах, в особенности в Японии, Южной Корее, Гонконге, а ныне и в континентальном Китае. Подобная популярность не рождается на пустом месте - в этих странах интерес к миру тонких вин растет с каждым днем, но из всех азиатских стран наибольший интерес вызывает китайский рынок.

По оценкам специалистов, если сейчас в этой стране «высший класс потребителей» оценивается в 34 млн (это при почти 1,5 млрд населении!), то к 2025 эта цифра может достичь 82 млн. Китайский рынок - восьмой по объемным показателям продаж. По последним статистическим данным на этом рынке за последний год было продано 72 млн ящиков вина и рост за год составил 18,5%. И в то же время - по объему производимого собственного вина Китай занимает 4 место в мире. То есть через 50 лет Китай может стать крупнейшим производителем вина.

90% потребляемого в стране вина - китайского производства. Однако рост зажиточной части населения, увеличение численности среднего и высшего классов предполагает, что эта часть населения страны будет все больше ориентироваться на импортное вино. Особое внимание специалисты уделяют поколению 20-30-ти летних, тех, кто любит потреблять этот напиток.

Вино в этой стране в первую очередь ассоциируется с красными сортами, и они составляют основу подавляющего большинства потребляемых вин. Белые и игристые экземпляры вместе не превышают 10% выпиваемого импортного вина. Но тенденция должна меняться. Все чаще встречаются случаи, когда к рыбе или другим морепродуктам, которых в стране потребляется много, выбирают белое вино по классическому правилу.

Большая часть виноделен в стране управляется государством, но растет число и частных хозяйств. Цель местных властей сделать так, чтобы иностранные инвестиции в регион максимально вовлекали бы население местных коммун, его надо чем-то занять. Китайская экономика должна расти в год как минимум на 5% только для того, чтобы дать работу новым молодым людям, вступающим в трудоспособный возраст. Пока правда китайские вина редко уходят за пределы Азии, но достаточно скоро эта страна может стать глобальным игроком на мировом винном рынке.

В течение ближайших 10 лет Китай может стать вторым Чили - срок достаточный для создания доступных и качественных вин.

Особенно выделяется Шанхай, где сфокусировано особое внимание на правильном потреблении и винном образовании. Это единственный город, где доминируют иностранные бренды. Многие импортеры имеют здесь свои представительства и магазины, пытаются прививать здесь высшему классу китайского общества вкус к мировым винам. В связи с ростом доходов, часть гигантского населения этой страны хочет все больше познавать роскошный жизненный стиль, ценить дорогие вещи, потреблять тонкие вина, многие из которых в будущем, возможно, будут производиться и в самом Китае.

Возможности пробиться на китайский рынок и занять там свою нишу имеют только те производители, которые смогут понять абсолютно другую для них страну по культуре, традициям, истории и кулинарным пристрастиям. Местные покупатели по-прежнему находят процесс покупки импортных вин сложным, поскольку даже в международных супермаркетах, открытых в этой стране, таких как Carrefour и Tesco, из этикетки можно почерпнуть весьма мало информации по поводу того, что налито в бутылке.

Производители глобальных брендов должны четко себе представлять, что китайцы действительно хотят покупать, должны объяснять свой продукт и понимать, что возможно его придется подстраивать по специфические нужды этого региона.

Окультуривание

Кстати, популярность вышеуказанных комиксов связана еще и с тем, что в них представлена визуальная возможность через рисунки, а сейчас уже и через фильм, и через необычные аллегории познакомиться с различными винами, а не просто читать перечисление различных характеристик их аромата и вкуса. Так вино Les Amours Chambourd Musigny 1999 описывается как прогулка по тихому лесу в сопровождении двух бабочек, вино Chateau Mont Perat 2001 сравнивается с концертом группы Queen, а Château Boyd-Cantenac 2001 представляется маскарадной вечеринкой. При этом нет никаких указаний, что это вино в своем вкусе и аромате несет тона черной смородины или дуба. И это нравится читателям, и значит, что необходимо искать новые способы разговаривать с местным населением о вине через какие-то понятные им вещи и базовые представления, связанные с чем-то знакомым и узнаваемым. Когда жители Азии начинают оценивать содержащиеся в вине танины, кислотность, уровень сахара и его стиль, они пытаются сравнивать эти характеристики со знакомыми им продуктами питания и блюдами, с местными традициями потребления пищи.

Для примера, восприятие уровня танинов в вине широко варьируется в Азии в зависимости от культуры, традиций и региона. Бросается в глаза то, что обычные любителя крепкого чая, будь то зеленый чай из Японии или черный из южной части Китая, более терпимы к повышенному содержанию танинов в вине. Да это и понятно, всем знаком горьковатый, вяжущий вкус крепко заваренного чая, который объясняется значительной концентрацией в нем танинов, сопоставимой с вином. Недаром, в Англии принято подавать крепкий чай вместе с молоком или сливками - они смягчают танины. Аналогичное действие оказывает другой молочный субпродукт - сыр. Он практически всегда составляет идеальную пару с красными, высокотанинными винами. Опытные продавцы вина всегда стараются предложить попробовать их вино в сопровождении сыра. С ним танинность красных вин не столь чувствуется. Также нормально относятся к высокотанинным винам те люди в этом регионе планеты, которые потребляют много горьких овощей, таких как женьшень и редис, основы корейской диеты. Для таких групп населения полновкусовые танинные красные вина приятны для потребления практически с любой пищей.

Здесь надо обратить внимание еще на одну особенность некоторых азиатских культур. Они имеют многовековую историю потребления холодных напитков и блюд за обеденным столом. Даже «чайные» страны часто ограничивают потребление горячего чая до и/или после потребления основного блюда трапезы. Например, в Китае широко распространено потребление чая и блюд дим-сам до подачи основного обеда. (Дим-сам - легкие блюда, которые в китайской традиции чаепития подают к столу вместе с чашкой китайского чая сорта «power» до обеда. Это разложенные по нескольким блюдцам небольшие порции десерта, фруктов, овощей либо морепродуктов). Необходимо учитывать как холодные блюда сочетаются с вином. 

Вкусы

Вкусы азиатских любителей вина сильно отличаются от западных из-за кулинарной культуры, которая на Востоке более пряная, острая, с другой текстурой. В большинстве китайских блюд сладость выделяют при помощи одного из основных ингредиентов конкретного блюда, а не путем добавления сахара. Высококислотные продукты азиатских кухонь обычно смягчаются сладкими и сочными тропическими растениями, такими как лонган или личи. Для любителей вина сравнение характеристик белых вин с местными фруктами более привычно - они знают их вкус.

Соленые и маринованные овощи популярные практически во всех странах северо-восточной Азии в разных формах, но могут выступать только как гарнир, и никогда не главным блюдом. Из-за этого, вина с высокой кислотностью - незнакомый вкус для многих азиатских культур.

А в японской кухне очень популярен кислый вкус умами (umami) Умами - вкус белковых веществ или как его еще называют - «пятый вкус», традиционно используемый в японской культуре. Ощущение «умами» создает однонатриевый глутамат и другие аминокислоты, воздействующие на особые рецепторы, присутствующие на языке человека и животных. Он применяется в азиатских кухнях в больших количествах, несмотря на многочисленные, хорошо документированные факты негативного воздействия этого вещества на здоровье.

Сладкие или слегка-сладковатые (off-dry) вина сталкиваются на Востоке еще с одной культурной проблемой. Явная сладость в продуктах рассматривается здесь как незрелость, неутонченность и грубость. Сладко-кислые блюда обычно подаются детям или западным гостям, но редко потребляются дома внутри семьи или заказываются в местных ресторанах. В лучших китайских, корейских, японских, тайских и вьетнамских блюдах очень тщательно следят за уровнем их сладости. Любое добавление сахара за обеденным столом умаляет и преуменьшает целостность блюда. Приправы на типичном азиатском столе очень редко бывают сладкими, в основном они соленые, кислые и пряные. Уже существующее представление о том, что слегка сладковатые и сладкие вина, такие как Riesling Spätlese или Gewürztraminer позднего сбора, лучше всего подходят к азиатским кухням, работает в отношении западных потребителей, но является нонсенсом для жителей Азии.

Вкусы, наследуемые из какой-либо кулинарной культуры, имеют сильное влияние на предпочтения относительно различных стилей вина. Даже во время «слепых» дегустаций, азиаты, в первую очередь те, кто является новичком в винной области, предпочитают сдержанную, умеренную кислотность белых вин и танинные красные образцы из Бордо, белым сладковатым винам из хорошо вызревшего винограда и мягким, чуть сладковатым красным винам из мест с теплым климатом.

Среди первых любителей вин в Азии, которые серьезно стали приобретать их в 1970-х, хорошо развилось восприятие и понимание текстуры и других тонкостей этого напитка. Сомелье, которых привлекают работать в лучшие рестораны Гонк Конга или Токио из мишленовско-звездных заведений Европы, удивлены тем количеством выдержанных, мягких и утонченых вин, которые подаются в подобных заведениях на регулярной основе. И в этом нет ничего удивительного, если посмотреть на то, что считается лучшими ингредиентами в Азиатской кухне: Toro (жирный тунец), uni (морской еж), говядина Kobe, акулий плавник, моллюски галиотис или абалон и морской огурец - все они имеют одну особенность - тонкий вкус и нежную текстуру, то есть мягкость продукта, осязаемую поверхностью рта. Подобной утонченной текстурой обладают выдержанные вина Бордо, Роны, Бургундии, каберне из Напы и австралийские ширазы. Фруктовые компоненты этих вин прочно переплетаются с кислотностью, фенольными соединениями и другими экстрактами, чтобы получился «кашемировый», нежный вкус, который особенно приветствуется на Востоке. Ради мягкости текстуры серьезные потребители вина в Азии готовы простить потребляемым ими винам недостаток фруктового вкуса или приглушенные и не очень выразительные вкусовые характеристики.

Азиатские вкусы также объединены другим важным фактором: к еде здесь относятся очень серьезно, как к ритуалу. И в этом они похожи на французов. Большинство азиатских городов являются лидерами в области еды. Их рестораны подыскивают одно-два блюда, в которых они достигли полного совершенства. Это делает им репутацию среди знатоков. И наиболее популярные заведения в Сеуле, Токио, Тайпее, Куала Лумпур или Банкоке те, которые имеют менее 10 блюд в своем меню; посетители могут заказать здесь только несколько блюд, которыми в особенности знаменит этот ресторан.

Для континента, который одержим едой, вино пока рассматривается лишь как дополнение к еде или напиток, которым можно наслаждаться с едой западного типа. Когда язык вина сложен в понимании, в нем мало знакомых представлений, трудно сравнить описываемые характеристики вина со знакомыми и привычными продуктами и блюдами азиатских кухонь - становится неудивительно, что такое экстравагантное, необычное изображение вина в комиксах столь популярно среди местного населения. Язык, которым пользуются западные винные критики, полон непостижимых и непонятных описаний для азиатских любителей вина, а нюансы часто искажаются при не очень качественном переводе. Попробуйте угадать в словах «do-men pil-lib bang-sang re-se-no» хозяйство «Domaine Philippe Vincent Lecheneaut».

Однако популярность комиксов «Капли Бога» доказывает, что в азиатских странах есть большой интерес и любопытство к вину. А кроме того, здесь есть желание получать большее удовольствие от его потребления и лучше понимать этот продукт.

 

 

Материалы по теме:

Капли бога

Новый Новый Свет

 

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.