Жертвы кантареллы

Large_chezare

Средневековая Италия сохранила традиции древнего Рима, итальянские яды и противоядия продолжали занимать ведущее место в истории отравлений, а вино по-прежнему могло оказаться "смертельным" напитком

 

Испанская королевская чета, Изабелла и Фердинанд, желая иметь поддержку в Риме, в 1492 году истратила 50 тысяч дукатов на подкуп участников конклава в пользу выбора своего кандидата на место папы - испанца Родриго Борхи, в папстве принявшего имя Александра VI.

В Италии его назвали Борджа, и под этим именем Александр VI и его потомки вошли в историю. Карл Маркс писал, что, еще будучи кардиналом, «он приобрел печальную известность благодаря своим многочисленным сыновьям и дочерям, а также подлостям и гнусностям этого своего потомства». Даже официальной историей католической церкви он характеризуется как «самая мрачная фигура папства», а его понтификат назван «несчастьем для церкви». Папа Александр VI имел во времена правления прозвище Аптекарь Сатаны, связанное с его умением изготавливать яды.

Последний сон

Разврат папского двора не поддавался описанию. В блуде, кровосмешении, заговорах, убийствах, отравлениях вместе с Александром VI принимали участие его сын Чезаре, впоследствии кардинал, и дочь Лукреция. Богатство и власть позволяли Александру VI играть значительную роль в политике, но его гнусная жизнь была известна в народе из пересказов и из обличительных проповедей доминиканского монаха Савонаролы. Широко известна вражда Александра VI с Джироламо Савонаролой. Папа пытался привлечь проповедника на свою сторону, предложив ему сначала архиепископство во Флоренции, затем пост кардинала. Однако Савонарола оставался непримиримым оппонентом. Вскоре папа отлучил его от церкви, и в 1498 году Савонарола был обвинен в ереси и казнен.

Высокое положение Александра VI и преступления, творимые в его семье, нашли отражение в бесчисленных записях современников и последующих историков. Об отравлениях знатных лиц сообщали не только хронисты, но и преемник Александра VI на папском престоле папа Юлий II. Приведем несколько выдержек из старых хроник:

«Как правило, использовался сосуд, содержимое которого в один прекрасный день могло отправить в вечность неудобного барона, богатого служителя церкви, слишком разговорчивую куртизанку, излишне шутливого камердинера, вчера еще преданного убийцу, сегодня еще преданную возлюбленную. В темноте ночи Тибр принимал в свои волны бесчувственное тело жертвы «кантареллы...»

«Кантареллой» в семье Борджа называли яд, рецепт которого якобы Чезаре получил от своей матери Ваноццы Катанея, римской аристократки, любовницы отца. Яд представлял из себя белый порошок и содержал, по-видимому, мышьяк, соли меди, свинца и фосфор. Считалось, что у него сладковатый, приятный вкус, так что при добавлении к вину и еде яд этот не будет заметным. По другой версии рецепт этого яда открыл Борджа испанский монах, который также знал и противоядие от него. Впоследствии миссионеры привезли из завоеванной в то время Южной Америки ядовитые местные растения, а папские алхимики готовили смеси столь ядовитые, что одна капля яда могла убить быка.

«Завтра утром, когда проснутся, Рим узнает имя кардинала, который в эту ночь спал своим последним сном», - такие слова приписывают Александру VI, сказавшему их якобы своему сыну Чезаре накануне праздника в Ватикане, желая использовать праздничный стол для отравления неугодного кардинала.

Предания гласят, что Лукреция или Александр VI владели ключом, рукоятка которого заканчивалась незаметным острием, натираемым ядом. Будучи приглашенным открыть этим ключом покои, где хранились произведения искусства, гость слегка оцарапывал кожу руки, и этого было достаточно для смертельного отравления. Лукреция также имела иглу, внутри которой был канал с ядом. Этой иглой она могла в толпе погубить любого человека.

Не рой яму другому

Не менее страшен был и Чезаре, пытавшийся объединить под своей властью княжества Италии. «Его дерзость и жестокость, его развлечения и преступления против своих и чужих были велики и известны, и все это он переносил с полным равнодушием... Эта страшная зараза Борджа длилась в течение многих лет, пока смерть Александра VI не позволила людям снова вздохнуть свободно». Чезаре Борджа владел кольцом с незаметно открывающимся тайником, где хранился яд, который можно было влить в бокал вина.

Знаменитые кольца с ядом, принадлежащие Борджа, отнюдь не выдумка, некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня. Так, на одном из них стоит дата «1503 год», надпись «Чезаре Борджа» и девиз на старофранцузском языке «Выполняй свой долг, что бы ни случилось». Под оправу этого кольца была вмонтирована скользящая панель, образующая крохотный тайник для яда. Описывают также другое кольцо - гладкое с наружной стороны пальца, а с тыльной стороны имевшее украшение из металла в виде львиных когтей. В них были проделаны желобки, через которые яд при рукопожатии попадал под кожу. Чезаре, скрытый под маской, в толпе, на празднике, на балу хватал руку человека, которого задумал убить, пожимал ее и незаметно сбрасывал кольцо.

Умер Александр VI от своего же собственного порока. Он решил отравить неугодных ему кардиналов, но, зная, что они опасаются его трапез, попросил кардинала Адриана ди Корнето уступить на день его дворец для устройства пира. Предварительно он послал туда своего камердинера, он же виночерпий папы, Иоанна Корнелио, с отравленным вином и наказал подавать его тем, на кого он укажет. Случилось, однако, так, что любовница виночерпия, некая Маргарита, накануне пира узнала от Корнелио, что Борджа собирается отравить кардинала Корнето. За несколько лет до этого, когда кардинал был еще простым каноником церкви Св. Иоанна, Маргарита влюбилась в него без памяти. И вот, узнав, что кардиналу грозит смерть, она добилась свидания с ним. Она поведала Корнето о грозящей опасности и посоветовала испуганному кардиналу встретиться с виночерпием.

Поскольку кардинал был очень богат, Корнелио охотно вступил с ним в сделку; к тому же на этом настаивала и Маргарита. За свои услуги Корнелио получил огромную сумму.

На другой день на закате солнца роскошную виллу кардинала заполнила веселая компания - папа со своей многочисленной свитой, в которой был и его виночерпий Корнелио с двумя золотыми амфорами старого вина. Папа занял почетное место во главе стола; по правую руку от него сел Чезаре Борджа, по левую - хозяин виллы. Начался пир, заиграла музыка, появились красивые танцовщицы. Папа был в прекрасном расположении духа и осушал бокалы один за другим. Кардинал Корнето предложил выпить за святую католическую церковь и ее представителя - Папу Римского, на что Александр VI отвечал:

- А я предлагаю выпить за здоровье моего любимейшего сына кардинала Андриана ди Корнето, и для этого нами приказано принести из погреба самое старое вино. Эй, Корнелио, - обратился папа к виночерпию, - наполни нам бокалы.

Корнелио повиновался. Но вопреки обыкновению он налил отравленное вино не только в бокал Корнето, но и в бокалы отца и сына Борджиа. Кардиналу же он дал знак глазами, что вино отравлено. Корнето сделал вид, будто пьет, но лишь пригубил бокал.

Александр VI и Чезаре выпили бокалы до дна, и почти тотчас папа побледнел, глаза его устремились в одну точку, а лицо конвульсивно передернулось. Чезаре тоже почувствовал себя очень плохо. Появились носилки, отца и сына бережно положили на них и понесли в Ватикан. Папа скончался после четырех дней мучений, а двадцативосьмилетний Чезаре остался жив, но еще долго страдал от последствий отравления.

Обо всем этом писал Монтень в своей книге «Опыты», вышедшей в 1575 году. Чезаре Борджа послужил прототипом государя в произведениях Никколо Макиавелли, посвященных теории власти.

 

 

Материалы по теме:

Смерть в бокале

Последний день Сократа


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.