Торги и подделки

Large_auction_hong

Практически одновременно произошли два события, связанные между собой и представляющие две стороны аукционного бизнеса. Первое - рекордные по объемам продаж торги в Гонконге. Второе - подробности в деле борьбы американского коллекционера Билла Кока с подделками, которые, возможно, были выставлены на тех же гонконгских торгах

 

Сначала об успешных торгах. Известная аукционная компания Acker Merrall & Condit провела крупнейший аукцион в Гонконге сразу же по завершению там выставки Vinexpo 2010. Она реализовала вин на $19,5 млн. Это второй результат за всю историю в мире. В каталоге было сказано, что 1820 лотов, в которые входило 19 тыс бутылок вина, поступили из одного «легендарного» подвала, который Acker назвал как «Имперский подвал».

Имя собственика подвала официально не называлось, но циркулировали упорные слухи, которые никем не опровергались, что владельцем всех этих вин является американский коллекционер Эрик Гринберг (Eric Greenberg). К данному аукциону мы еще вернемся, а пока познакомимся с Эриком поближе.

Сейчас ему 44 года. Родился он в знаменитом Лас-Вегасе. Про таких как Эрик говорят, что это человек, сделавший сам себя (self-made man). Он вовремя занялся интернет-бизнесом, как раз в момент развития компаний «dot-coms» в 1990-х. Работая со многими из них в качестве консультанта, он помогал им создавать  интернет-сайты. Это было время, когда люди в компьютерной сфере богатели не по дням, а по часам. Гринберг не был исключением. В 1999 году в списке сорока самых богатых американцев в возрасте до сорока лет он оказался на 28-м месте с личным капиталом в $603 млн. К 2000-му году волна «dot-coms» пошла на спад. Это моментально отразилось и на Эрике. В аналогичном списке 2000 года он уже на 31-м месте и капитал его «похудел» более чем в три раза до  $187.3 миллиона. Однако это совсем не мешало ему спокойно тратить $15000 на одну не самую роскошную вечеринку. Или же широко отметить вместе со своими друзьми приход нового, третьего тысячелетия. Они арендовали культовый ресторан в Сан-Франциско и окончание XX века встретили распитием таких вин его начала, как Château Margaux 1900 (см «1900. Château Margaux»), Château Latour 1900 и магнум Château d'Yquem 1921.

Быстро богатея, Эрик стал приобретать с такой же скоростью и редкие вина. В результате к концу 1990-х у него в подвале хранилось уже порядка 65 тыс бутылок вина, из которых 11 тыс - это редкие и дорогие экземпляры. Это была одна из самых больших винных коллекций в США. Особая гордость - 50 бутылок французских вин лучших урожаев XIX века: Château Lafite Rothschild 1805, Château Latour 1874, 1870 и 1865 годов, Château Mouton-Rothschild 1870, и вина ХХ века - Château d'Yquem 1921, магнум Château Pétrus 1921 (с этим вином связана особая история, упомянутая ниже) и бутылка Napoleon's Cognac 1802 года с собственной печатью Императора.

Особенно Эрик полюбил вина производителя Henri Jayer из Бургундии:

«Он волшебник. Даже в плохие годы его вина исключительны. Волшебство состоит в том, как он делает эти вина так, что они всегда особенные. Это все равно, как Моне стал лучшим из импрессионистов», - как-то он заявил одному из корреспондентов. Для сбора всех этих «сокровищ» Эрик широко пользовался интернетом, в котором знает толк. Мировая «паутина» позволяла ему собирать информацию о редких винах, находить их, связываться с отдельными коллекционерами и дистрибьютерами. Но он не отказывался и от таких классических источников, как винные брокеры, аукционные дома и розничные торговцы. Он любил повторять: «Природа коллекционирования редких вин определяется простым правилом. Существует ограниченное предложение и значительный спрос со стороны тех людей, которые хотят иметь эти вина. Действовать надо быстро». Большинство его приятелей полагали, что он собирает вина прежде всего для потребления, для получения от них удовольствия, а уже потом - для коммерции. Он сам подтверждал это мнение: «У меня всегда была страсть к тому, чтобы выпить бутылочку хорошего вина в кругу моих друзей за приятным разговором».

Однако, постепенно удача отвернулась от Гринберга. Состяние его расстаяло с такой же скоростью, как и создалось в свое время. В конечном итоге он потерял порядка 90% того, чем владел. Видимо материальные соображения и толкнули его на распродажу своих лучших винных «шедевров» на гонконгском аукционе.

Вот некоторые из самых ценных лотов:

Суперлот из 96 бутылок урожаев 1988-1999 Henri Jayer Vosne Romanée Cros Parantoux $250,578. Так дорого вина этого хозяйства никогда ранее не продавались. Средняя цена бутылки - $2610.

Суперлот из 702 бутылок лучших хозяйств Бордо легендарного урожая 2000 года в их оригинальных деревянных ящиках. Лот ушел за $212991 или в среднем $303 за бутылку.

Два лота по 12 бутылок Domaine de la Romanée-Conti (DRC) Montrachet 1996, каждый продан за $150 346, также установлен новый рекорд для этого вина, которое считается лучшим среди белых вин Бургундии. Одна бутылка - $12 530.

12 бутылок того же хозяйства DRC Romanée-Conti 1971 - $125 289.

12 бутылок Château Mouton Rothschild 1945 (легендарный урожай) - $119 024 и т.д.

Видя такие суммы, заплаченные за представленные на аукцион вина, так и хочется спросить: «Кризис закончился, если аукционные дома ставят новые мировые рекорды? Или это происходит в одной, отдельно взятой части земного шара?»

Необходимо также отдельно упомянуть об еще одном суперлоте из 360 бутылок Château Margaux Private Cellar урожаев 1978-2007. Он был предоставлен самим хозяйством Марго и ушел за $187 933 (cредняя цена бутылки $520). Это самый дорогой лот Château Margaux за всю историю торгов. Все вырученные за этот лот средства пойдут на проект по сохранению Великой Китайской Стены - одного из объектов Фонда ООН Мировое Культурное Наследие.

Подделки

В те же сроки, когда проходили торги в Гонконге, пришла новость из Нью-Йорка.  Аукционный дом Acker Merrall & Condit, проводивший вышеописанные торги в Азии, одержал маленькую победу в череде бесконечных судебных разбирательств с американским коллекционером Биллом Коком (см. материалы «Сутяга Кок» и «Дело Билла Кока»). Нью-йорский апелляционный суд отклонил иски Билла к аукционному дому. Кок заявил, что будет подавать аппеляцию в суд более высокой инстанции. Дело явно не закрыто.

В этом деле среди прочих также фигурирует имя Эрика Гринберга. Напомним в чем здесь суть дела. Кок утверждает в своем судебном иске, что в 2007 году во время инспекции его подвала опытный специалист обнаружил целый ряд поддельных или подозрительных бутылок с вином, которые он приобрел в свое время у аукционного дома Acker Merrall & Condit, а тот в свою очередь взял это вино из повалов Гринберга. В 2002 Эрик, имея крупнейшую винную коллекцию, решил продать ее часть, для чего он контактировал с известным аукционным Домом Сотбис. Для инспекции его подвала была приглашена глава винного департамента этого дома Серена Сатклифф (Serena Sutcliffe). По завершению этой проверки она заявила, что значительное число имеющихся у Гринберга вин вызывают у нее сомнения в их подлинности и что Сотбис отказывается от выставления их на аукцион. И тогда Гринберг обратился к аукционным компаниям Acker Merrall & Condit и Zachys Wine Auctions. Представители последнего в разное время обследовали его подвалы и выбрали, как они заявляют, для своих аукционов вина, происхождение которых у них не вызывало никаких сомнений в их подлинности. Так John Kapon, президент аукционного дома Acker, заявил, что семь представителей их компании в свое время провели две недели в холодных и темных условиях винного подвала Эрика Гринберга инспектируя, каталогизируя и фотографируя тысячи бутылок, хранящихся там. Если что-то вызывало у них подозрение, они сразу же откладывали такую бутылку. Часть этих вин и приобрел Билл Кок, у которого позже появились подозрения, что некоторые из них поддельные. Все это в итоге вылилось в череду судебных разбирательств с аукционными домами. Так 26 октября 2007 Кок в своем судебном иске заявил, что из того количества бутылок, которые он приобрел на аукционах фирмы Zachys в 2004-05 годах, 19 оказались поддельными и 11 из них поступили из коллекции Гринберга. Кок обвинял Эрика в том, что тот, зная о фальсифицированном вине, тем не менее выпустил его на рынок. В первую очередь подозрения у Кока вызвала бутылка магнум (1,5 л) Château Pétrus 1921, поскольку в архивах этого хозяйства нет записей, что в те годы вина данного шато разливались в крупноформатные бутылки. Это начало делаться только с 1945 года.

Злополучный магнум

Чем привлекательны крупноформатные бутылки и в частности, «магнум», емкостью в 1.5 л или две стандартные бутылки. Если это вино подлинное, то ему сейчас уже 89 лет. Каким бы выдающимся вино ни было, оно не вечно. Рано или поздно оно достигает своей вершины, после чего начинается «угасание», теряются его вкусовые и ароматические характеристики, вино постепенно превращается в уксус. В большой бутылке соотношение вино/воздух выше, чем в меньших по размеру, и процесс развития вина и достижения им своего пика проходит медленнее. Поэтому больше шансов, что вино все еще находится в идеальной форме, когда оно розлито в крупноформатную тару.

Большая часть декабрьского номера журнала Wine Spectator за 2009 год посвящена подделке редких вин. В материалах журнала Гринберг фигурирует как человек, в коллекции которого имеются фальшивые бутылки, которые через аукционные дома попали к другим коллекционерам, в частности к Биллу Коку. В ответ на эту публикацию Эрик написал в журнал:

«В этом материале опять повторяются фальшивые обвинения, выдвинутые Биллом Коком по поводу 11 приобретенных им бутылок у аукционного дома Zachys из 17 тысяч, которые он приобрел из моей коллекции. Мистер Кок неправильно представляет мои отношения с аукционными домами. Еще никогда ни один аукционный дом, проводивший инспекцию моих вин, не отверг ни одной бутылки по причине ее подделки. По поводу магнума 1921 года могу сообщить, что в личном письме, отправленном мне, нынешний владелец Château Pétrus Кристиан Моэкс (Christian Moueix) написал: «Я могу вполне допустить, что магнумы вин хозяйства тех времен могут существовать». Я уже давно предложил мистеру Коку вернуть деньги за эти «поддельные» вина, а их отправить на аукцион, и вырученные от продажи средства отдать на детскую благотворительность. Но мистер Кок отказался, обосновывая это тем, что хочет довести дело до суда и публично наказать виновных».

Похожие обвинения были выдвинуты Коком 23 апреля 2008 года и против компании Acker Merrall, но которые Нью-Йоркский суд только что отклонил.

В заключение хотелось бы заметить следующее: а могут ли быть уверены покупатели, что все вина из подвала Гринберга, реализованные сейчас на аукционе в Гонконге подлинные? Абсолютно точно этого не может сказать никто. Но нужно отметить, что несмотря на то, что Кок пока проигрывает все свои судебные иски, один положительный эффект от его «крестового» похода против подделок на винном рынке редких и дорогих вин несомненно имеет место. Сейчас аукционные дома значительно строже подходят к оценке подлинности выставляемых лотов и при малейшем сомнении они снимаются с торгов. Возможность попадания фальшивого вина на торги стала значительно ниже.

 

 

Материалы по теме:

Дело Билла Кока

Сутяга Кок

1900. Château Margaux

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.