Деньги, балк и баллы

Large_spain_vinos

Потребление вина в Испании падает, а сама страна все больше приобретает имидж производителя дешевого вина. Местные производители надеются на внешние рынки и высокие оценки критиков…

 

Фернандо Тато (Fernando Tato) все еще хочет наслаждаться испанским вином даже после того, как вышел на пенсию, проработав много лет учителем средней школы. Потратив €2,95 на бутылку красного вина Vina Albali в обычном продовольственном магазине в центре Мадрида, он сокрушается, что такая же бутылка вина в ресторане потянет на €20.

«Я люблю есть вне дома и не люблю пиво, но цены на вино в ресторанах просто мне не по карману», - говорит 68-летний бывший учитель. «Может это и неправильно, но я не представляю себе еды без вина».

Испания сейчас отчаянно борется с самой высокой безработицей в ЕС - 22,6%. Многие вынуждены переключаться на более дешевые вина и питаться дома. А молодое поколение вообще находит, что можно есть и без вина. В результате испанские виноделы все больше фокусируют свои усилия на экспортные рынки. «Потребление вина в Испании очень слабое, особенно в ресторанах», - говорит Луис Сапатеро (Luis Zapatero), председатель организации Bodegas Riojanas SA (RIO), основанной еще в 1890 году. Потребление вина в ресторанах, отелях и барах снизилось на 12% в объемных единицах и на 14% в денежном выражении в первом квартале этого года по сравнению с тем же кварталом прошлого года. А всего с начала кризиса, с 2008 года, падение составило по разным данным от 20% до 30%. Те, кто раньше обычно тратил $50 за бутылку вина, сейчас довольствуются вином стоимостью около $10, так что премиальные дорогие бренды в тяжелой ситуации. Люди пьют все меньше дорогого вина и все больше пива.

Подушное потребление вина в Испании снижается уже много лет и сейчас составляет порядка 20 л/чел в год. В 1970-х эта цифра равнялась 70 литрам и Испания в этом смысле не одинока. Многие традиционные винопотребляющие страны, включая Францию, испытывают те же негативные тенденции падения спроса на вино внутри страны. Причин для этого много: переключение на другие напитки, боязнь алкоголизма, более жесткие наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. В 2009 во Франции подушное потребление вина было зафиксировано на уровне 45,2 л/чел в год, и по сравнению с 2006 годом падение составило 14%. За те же три года внутреннее потребление вина в Италии снизилось на 10% до отметки 42,2 л/чел в год.

«Все больше молодых испанцев переключается на пиво вместо вина. Испания теряет вино как неотъемлемый элемент своей национальной культуры», - говорит Малена Фабрегат (Malena Fabregat), испанский винный журналист.

Депрессивный внутренний рынок заставляет 375 тысяч виноградарей и 4,2 тысячи виноделов страны искать счастья за рубежом. С января по август этого года винный экспорт страны вырос на 31% в объемных показателях, достигнув величины 1,43 млрд литров, и на 21% в денежном выражении (€1,36 млрд) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рост испанского экспорта в основном приходитя на балк-вино. Испания сейчас поставляет его больше всех в мире (см. материал «Будущее за балком?»). Это принципиально не решает проблемы испанских виноделов, но создает стране имидж поставщика дешевого виноматериала. Испания все больше сосредотачивается на объемах, чем на качестве. Эту страну в винном мире все чаще воспринимают как производителя дешевых вин. Азиатские потребители покупают испанские вина, потому что они недороги. По этой же причине китайские винодельни закупают в больших объемах испанское балк-вино.

Такие крупнейшие торговые сети, как Aldi, Tesco или Wal-Mart торгуют достаточно хорошим вином с большими скидками и соревноваться на этих площадках испанским недешевым премиальным брендам нелегко. Риоханским винам класса «reserva» и «gran reserva» сложно конкурировать с дешевой продукцией из Чили, Австралии или Южной Африки пусть и худшего качества.

Выпускать высококачественные вина - дорогое удовольствие. Это требует новой лозы, более дорогих дубовых бочек и длительного процесса выдержки вин. А потом их очень трудно продать как на внутреннем рынке, так и на международном. Мануэль Регейро (Manuel Regueiro), который четыре года назад работал строительным менеджером, за что ему платили €5000 в месяц, уже долго без постоянной работы. 43-летний мужчина этим летом временно работал официантом в Кадисе. Он вспоминает, что в прошлом он мог себе позволить тратить раз в неделю €100 на бутылку вина. «Сейчас мне кажется, что тогда я был Богом», - невесело замечает он. 

Баллы и деньги

Для того, чтобы продукция лучших испанских виноделен лучше продавалась на зарубежных рынках, желательно, чтобы они имели лестные отзывы ведущих критиков и высокие баллы. «Паркеровские» баллы, пожалуй, самые ценные и, как оказывается, очень недешевые.

Несколько испанских блоггеров выложили информацию о том, что в Испанию с «инспекцией» собирается Джей Миллер (Jay Miller), один из членов «паркеровской команды». Два года назад с именем этого критика был связан довольно громкий скандал, когда выяснилось, что во время его поездки по винодельням Латинской Америки руководители нескольких хозяйств оплачивали все расходы критика, его проживание в дорогих отелях и делали ему дорогие подарки, что поставило под сомнение объективность его оценок продукции этих производителей.

Как же готовятся виноделы из юго-восточной части Испании к визиту паркеровского критика? Очень просто - готовят деньги.

В интернете были опубликованы следующие «расценки»:

€200-300 за каждое вино, посланное Джею Миллеру на дегустацию;

€500 за каждое вино, которое будет «отобрано» им для проведения «Мастер-класса»;

€1000 - если винодельня хочет, чтобы Миллер посетил их владения лично и т.д.

Итого, если какая-то винодельня захочет выставить несколько вин и поучаствовать не только в перечисленных, но и в других мероприятиях, это «удовольствие» обойдется ей примерно в €29000 ($40000).

И что интересно, как сообщает руководитель местной ассоциации виноделов, многие винодельни района отреагировали на данный «прейскурант» положительно, а 12 хозяйств собираются прислать свою продукцию на «мастер-класс». На вполне естественный вопрос, зачем они это делают, последовал ответ в духе, что таким образом соберется некий фонд средств, который позволит оплатить расходы Миллера на поездку, а у владельцев виноделен появится шанс пообщаться с ним вживую. Как выяснилось, к проведению этого меприятия приложили свою руку Винная Академия Испании (The Wine Academy of Spain) и лично ее директор - небезызвестный Панчо Кампо (Pancho Campo).

Пресс-группа самой Академии ответила, что они не в курсе ситуации, поскольку сейчас все ее основные сотрудники заняты проведением в Гонконге второй конференции «Winefuture», в том числе и Кампо (см. материал «Winefuture - 2011: Паркер против Робинсон?» и «Волшебная двадцатка Паркера»). Панчо Кампо уже не раз был замечен в тесных контактах с Джеем Миллером (Jay Miller), организуя для него бесплатно вертолетный тур в испанский Priorat, на фестиваль в Памплоне и по другим регионам Испании. Из-за этого Паркеру даже пришлось внести некоторые изменения в кодекс этики, который опубликован на его сайте, и которого должны строго придерживаться все его сотрудники.

В общем, обычная история, когда, с одной стороны, Паркер не раз говорил, что он и его сотрудники абсолютно независимы от производителей вина, поэтому их оценки объективны, а с другой - только за счет подписки на бумажный вариант бюллетеня «Wine Advocate» и его электронную версию невозможно проводить дегустации такого огромного количества вин за свой счет, оплачивать переезды сотрудников по всему миру, проживание в дорогих отелях, питание и т.д. Какие-то платежи со стороны производителей вина, явные и скрытые, всегда были, есть и будут. Поэтому говорить о 100%-ной независимости выставляемых баллов нельзя. Но по-другому, наверное, быть и не может. Абсолютно независимым винным критиком может быть только очень состоятельный человек, причем его состояние не должно быть связано с вином, а таких среди винных экспертов не наблюдается, хотя отнести их к разряду малообеспеченных - тоже язык не поворачивается.

Как образно выразился Майк Штайнбергер на своем сайте winediarist.com, это очень похоже на правило «Заплати и играй» («pay-to-play»). Он вообще не понимает, действительно ли лучшим испанским бодегам нужны оценки Джея Миллера для продвижения на американском и других рынках? Так ли уж много внимания обращают на них потребители и виноторговцы? Хотя Миллер и работает на Wine Advocate, но он все-таки не Паркер. «Если кто и получает выгоду от поездки Миллера по Испании, так уж точно не производители вина», - делает вывод американский блоггер.

Нет баллам!?

«А так ли уж важны сегодня баллы винных критиков?», - задается вопросом блоггер drvino.com. Однозначного ответа он не знает. Кто-то внимательно следит за ними и делает свои покупки, ориентируясь на мнение авторитетных экспертов. Кого-то это абсолютно не интересует. По мнению этого блоггера, в Америке потребители все меньше обращают внимание на выставленные баллы и все больше исходят из своего собственного вкуса и личных пристрастий. Причем это в равной степени относится как к потребителям, так и к винной торговле. Все больше появляется винных магазинов, где на полках с вином нет никаких указаний кто, сколько и когда поставил этому вину баллов. Магазины, свободные от баллов? Винные критики пополнят и без того немалую армию безработных в мире? Кажется хоронить их еще рановато.

 

 

Материалы по теме:

Будущее за балком?

Winefuture - 2011: Паркер против Робинсон?

Волшебная двадцатка Паркера

 


Автор: Михаил Бабинский

От редакции
По материалам bloomberg.com, www.drvino.com и winediarist.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.