Центр винной Вселенной

Large_british-pub

Майк Весет (Mike Veseth) пытается взглянуть на знаковый для всей мировой винодельческой индустрии британский винный рынок. Что он такое, пример для подражания или наоборот, негативный сценарий развития, которому не стоит следовать?

 

Вам дали карту мира и попросили отметить на ней центр винной Вселенной. Как оказывается, это задача не и легких. Мировое виноделие географически развито в двух полосках между 30 и 50 градусами широты в обоих полушариях. Здесь винные сорта винограда растут лучше всего. Хотя постепенно происходит расширение этих зон с одной стороны за счет потепления климата, а с другой - за счет применения новых с/х практик на виноградниках и технологий на винодельнях.

Так где же может находится центр этого расширяющегося мира виноделия? Все будет зависеть о того, как каждый конкретный человек воспринимает мир вина. В историческом аспекте этот центр расположен недалеко от побережья Черного моря, в районе Грузии и Армении, откуда по всей видимости и начало распространяться искусство виноделия. Если исходить из количественных параметров, а именно, от объема произведенного вина, центр винной Вселенной расположен в Лангедоке. Там раскинулся самый большой мировой виноградник: более 200 тыс га, на которых трудится порядка 30 тыс виноградарей. Индивидуальные владения там невелики и это объясняет, почему Лангедок является крупнейшим в мире производителем вина, но одновременно и крупнейшим потребителем различных винных субсидий. В последние годы ЕС вынужден был выкупить миллионы ящиков перепроизведенного вина из Лангедока, чтобы перегнать его в промышленный алкоголь.

А может мировой винный центр расположен в 240 км в сторону от Лангедока, если двигаться по Canal du Midi в сторону Бордо - наиболее известного винного региона Франции и всего мира? Правда бургундцы явно с этим не согласятся, но надо признать, что винное первенство, по крайней мере в умах людей, все же остается за Бордо. Не все производимые здесь вина отвечают высоким стандартам, но репутация региона в первую очередь была создана небольшим количеством исключительных хозяйств. Аналогично тому, как невысокий в целом статус Лангедока сформировался благодаря многочисленным недостаткам у большинства производителей этого винного региона. Бордо со своими знаменитыми шато и международной репутацией - это то, что в первую очередь представляют люди, когда речь заходит о лучших и тонких винах.

Но если говорить о винной торговле, то ее центр явно находится  в другом месте. И располагается он в Британии - стране долгое время больше известной потреблением эля, пива и крепкого алкоголя, чем вина.

Британский винный рынок

Сегодня британцы потребляют порядка 20 литров вина в год на душу населения, что в 2,5 раза меньше, чем во Франции, но в два раза больше, чем в США. Своего вина на островах производится очень мало, почти все оно привозное. В этом специфика Британии. Большинство других стран мира с высоким подушным потреблением вина имеют собственные значительные источники. Хотя британцы потребляют только 5% всего производимого вина в мире (чуть больше, чем Аргентина и чуть меньше, чем Испания), это составляет 17% мирового импорта вина - больше, чем любая другая страна. В этом смысле на втором месте расположилась Германия с 16% и США с 10%. Каждая шестая бутылка вина, произведенная в других странах по всему миру, рано или поздно оказывается на полках британских магазинов. Доминирующая часть этого винного «моря» приходится на балк-вина, которые в конечном итоге разливаются в большие пластиковые кувшины-канистры или bag-in-box. Но британцы при этом покупают и дорогие вина. 20% всех денег, которые тратятся в мире потребителями на импортное вино, приходится на британцев (США - 18%, Германия - 12%).

Британия - это центр мировой аукционной торговли тонкими винами, который привлекает к себе внимание покупателей, продавцов, инвесторов, критиков и винную прессу. Неслучайно так много наиболее влиятельных винных писателей носят в кармане британский паспорт или пишут для британских изданий. Правда в последнее время наблюдается некоторый сдвиг аукционной торговли в сторону Гонконга. А вот англоязычных винных британских блогеров мало, в основном это американцы.

Взлеты и падения британского винного рынка

Существует достаточно устоявшийся стереотип, что Британия это, прежде всего, пиво. Однако мода на пиво в этой стране сложилась относительно недавно. Стоит напомнить, что винные лозы на острова принесли еще римляне вместе со своими центурионами и религией. Британия обладала значительными виноградниками, начиная с XII века и в последующие 300 лет, когда будущий король Henry II женился на Элеоноре Аквитанской, что привело под британский контроль Бордо и Гасконь. Дальнейшая потеря этих территорий и постоянная напряженность в отношениях с Францией развернула винные пристрастия британцев в сторону Испании и Португалии.

Столкнувшись с необходимостью значительных трат на ведение многочисленных войн, королевская власть в Британии, как это часто бывает в истории, пошла на поднятие тарифов на импортируемое вино. Элита продолжала пить «кларет», а вот остальное население начало переключаться на более дешевое пиво, становясь постепенно крупнейшей пивопотребляющей нацией. Обратный переход от пива к вину был гораздно более долгий и трудный.

Восстановление вкуса к вину

Среди шагов по либерализации торговли в Британии после Второй мирой войны было сокращение ввозных пошлин на вино. Происходило это в три этапа: в послевоенном 1949 году, в 1973 при вхождении в Европейское Сообщество и в 1984, когда ЕС призвало Британию к «гармонизации» ее винных тарифов в соответствии с остальными членами Союза. Это способствовало росту спроса на вино. Потребление эля и пива резко пошло на спад. Очень важным фактором в этом был и пересмотр ограничительных законов в стране на получение лицензии на торговлю алкоголем, дав супермаркетам возможность заняться вином. Это резко повысило конкурентность, а в условиях рыночной экономики незамедлительно привело к еще большему падению цен. Первой подобную лицензию получила сеть супермаркетов Sainbury's. За ней последовали Tesco, Waitrose, Co-Op и т.д. Вино стало продаваться повсеместно, любой мог его купить в течение дня вместе с другими продуктами, а не искать специализированные магазины.

Потребление вина резко пошло в гору от двух литров на человека в 1960-х и до 20 л сегодня. Причем потребление вина сместилось из пабов, ресторанов и баров («on-premise») непосредственно в дома потребителей («off-premise»). Сегодня на долю супермаркетов приходится уже 70% всех продаж вина в стране и эта доля продолжает расти.

Рост интереса в стране к вину объясняется еще и тем, что в Британии много делается для винного образования рядовых потребителей. Это и издание прекрасного специализированного журнала Decanter, и постоянные винные колонки в ведущих британских газетах, многочисленные выставки, рекламные акции, разнообразные распродажи, интерес к вину со стороны правящей королевской династии и т.д.

Британия имеет все, чтобы являться ведущим мировым винным рынком: достаточно обеспеченные (по мировым стандартам) и образованные потребители, профессиональная экспертиза, единый винный рынок (в отличие от Америки, где каждый штат имеет свое собственное алкогольное законодательство), стимулирующая налоговая и торговая политика, хорошо развитая система супермаркетов, значительный объем винной торговли по интернету с очень быстрой доставкой к двери покупателя. И что в сумме все это дает? А то, что можно смело утверждать, что мировой экономический винный центр расположен несомненно в Британии и по конкретному адресу: Delamare Road in Cheshunt, Hertfordshire, North London, United Kingdom. Почему именно там? А потому, что по этому адресу расположилась штаб-квартира компании Tesco, крупнейшего винного ритейлера в мире.

Остановка в развитии?

Картина британской винной сцены, которую я до сих пор описывал, достаточно яркая и позитивная. Она даже слишком хороша, чтобы казаться правдой. На примере сети Tesco можно увидеть, как функционирует сегодня весь британский винный рынок. Супермаркеты создали глобальную сеть поставок вин со всего мира, но выбор вин в каждом конкретном супермаркете не так уж и велик. Негативная сторона их деятельности - они ориентированы в первую очередь на массовый рынок и отражают его тенденции. Довольно значительные скидки, компании «берешь одну бутылку, вторую получаешь бесплатно» постоянно присутствуют в винных отделах магазинов и всячески привлекают внимание покупателей. Британские потребители стали очень зависимы от этих дискаунтов и, заходя в магазин, в первую очередь ищут именно их. Все это объяснимо с точки зрения простой человеческой логики, но такая политика душит развитие.

Супермаркеты все больше ограничивают себя винами, выпускаемыми под собственными брендами в ценовом диапазоне £3-4 за бутылку. Продаваемое там вино становится все проще, невыразительнее, одинаковее. Трудно предсказать, когда пройдет это гнетущее внешнее впечатление. Британским супермаркетам надо двигаться в сторону расширения своего винного ассортимента, увеличения предложения в более дорогих ценновых сегментах.

Несмотря на этот негатив, я уверен, что британский винный рынок будет оставаться и в будущем очень влиятельным в глобальном мире вина. На примере этой страны можно будет продолжать наблюдать, как будет развиваться массовый рынок со всеми его плюсами и минусами. Это своего рода камертон, по которому винные рынки других стран могут настраивать свои инструменты. А вот насколько удачно это получится - зависит уже от конкретных исполнителей, стран и их правительств.

 

 

Материалы по теме:

Туманные предпочтения

 


Автор: Роман Носов

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.