Четыре локомотива

Large_bric

Примерно каждые четыре года проводится cимпозиум Masters of Wine. Собравшиеся на этот раз в Бордо знатоки узнали что такое Ростов, почему в Китае так много подделок, какое вино выбирают бразильцы и сколько слонов проживает в Индии. Страны БРИК – локомотивы, которые вытянут мировую винную индустрию из кризиса?

 

Кто такие Masters of Wine или Знатоки Вина, рассказано в материале «Уважаемые знатоки». Дженсис Робинсон, одна из обладателей этого почетного звания, участвовала во всех предыдущих мероприятиях, происходивших в Оксфорде, Кембридже, Бристоле, Вене и долине Напа. Пропустила только одно - в австралийском Перте. И вот последний из cимпозиумов состоялся совсем недавно в Бордо. Он продолжался несколько дней, причем каждый из них был тематический - посвященный определенному направлению в мире вина.

В винном мире мире сейчас много говорят о группе стран BRIC к которым относятся Бразилия, Россия, Индия и Китай. По мнению многих специалистов, на страны БРИК возлагаются особые надежды - в скором времени они должны стать основными игроками в мире. Организаторы симпозиума решили долго не мудрствовать и темой одного из рабочих дней сделали: «Развивающиеся винные рынки BRIC». От каждой из перечисленных стран выступил свой представитель, а председательствовал Том Аткин MW (см. материал «Тезисы Аткина»).

Россия

Россию представляла Элеонора Скоулз (см. материал «Элеонора Скоулз. Взгляд со стороны»). Свое выступление она начала с того, что предложила 100 рублей первому, кто скажет: Ростов - это имя бренда, сорт винограда или географическая точка на карте.

В России сейчас 65 тыс га виноградников и все они сконцентрированы в зоне между Черным и Каспийскими морями. Население страны составляет 144 млн человек, что не много, учитывая огромную площадь Российской Федерации. Скоулз напомнила, что основная религия страны - православие - не запрещает потребление вина в отличие, скажем, от ислама. «Россияне любят тратить деньги. Мы их расходуем, поскольку у населения нет привычки их копить, так как оно не очень верит в будущее».

Скоулз обратила внимание на то, что в отличие от сложившегося мнения, в России не так много миллионеров. В таких странах, как США, Япония, Китай, Великобритания, Германия и т.д. их намного больше. Далее она привела следующие цифры: в Британии 33,4 млн потенциальных потребителей вина (при населении в 59 млн человек), а в России, по оценке Скоулз, всего 30 млн (при населении в 144 млн). Остальные россияне потребляют алкоголь, но в других видах, отличных от вина. Элеонора подчеркнула, что до горбачевских мер по борьбе с алкоголизмом людей употребляющих вино было гораздо больше. Установленные тогда запреты сместили у части населения интерес от вина к пиву. Среднедушевое потребление вина в России, по мнению Скоулз, тогда упало с 21 до 7 литров на человека в год.

Вот еще некоторые тезисы из выступления Скоулз.

- Исторически красные вина среди россиян более популярны.

- В последнее время наметился некоторый рост интереса к премиальным образцам.

- По-прежнему пользуются спросом игристые вина.

- Выбор вин потребителями в основном происходит по степени их сладости. Через супермаркеты реализуется более 50% всего вина, продаваемого в России.

- Премиальные экземпляры в основном продаются независимыми виноторговцами. - Россияне в подавляющем своем большинстве потребляют алкоголь дома.

- Иностранцы потихоньку внедряются в российское винное производство. Пример тому, Alain Dugas из хозяйства Chateau La Nerthe, что расположено в Шатонеф-дю-Пап, который является консультантом в России.

Китай

О положении дел в китайской винной отрасли рассказала Джуди Лейснер (Judy Leissner), которая руководит известным хозяйством Grace Vineyards (см. материал «Вино Поднебесной»). В своем выступлении она рассказала о многих интересных подробностях ведения бизнеса в Поднебесной.

Джуди также начала с упоминания о населении Китая - 1,3 млрд человек. Что бросается в первую очередь в глаза, что те, кто уже родился при политике ограничения рождаемости (один ребенок в семье), сейчас входят во взрослую и трудовую жизнь. У них одна пара родителей и две пары бабушек и дедушек. И все внимание этих родственников сосредоточено на единственном ребенке и внуке (внучке) и на удовлетворении всех их желаний. У основной части людей, особенно в сельской местности, алкоголь по-прежнему ассоциируется с чем-то негативным. Причем считается, что поменять это отношение быстрее удастся с женской частью населения.

Докладчица указала на то, как важны и влиятельны в Китае местные и центральные государственные органы, а Коммунистическая партия - основной элемент китайского государственного и общественного устройства. Так Джуди сказала, что ее винодельне приходиться в ежедневном режиме иметь дело сразу с 30 различными проверяющими и контролирующими государственными организациями и на винодельне бывают дни, когда несколько десятков их представителей одновременно могут находиться на территории хозяйства.

Надежной статистики относительно площадей виноградников в стране нет, но известно, что здесь функционирует более 400 виноделен. На красные вина приходится 85-90% всех продаж, а среди красных сортов самый популярный каберне совиньон. В Китае ходит много винных подделок, а поскольку белые вина считаются не очень популярными среди местного населения, то их и меньше фальсифицируют.

Три основных китайских винных бренда: ChangYu, Dynasty и Great Wall. Все они принадлежат государству и благодаря этому имеют широкую дистрибьютерскую сеть, значительные финансовые средства и с ними тяжело конкурировать остальным. Чтобы заключить новый контракт на поставку винограда, надо вести долгие переговоры. «Иногда представители поставщика сырья просят, чтобы им купили автомобиль», - говорит Джуди Лейсснер. «Это не большая проблема, в Китае машины дешевы, но Китай - особый рынок и об этом забывать никогда нельзя», - добавляет она. Многие бизнесы, особенно рестораны, часто закрываются и открываются заново теми же владельцами для того чтобы избежать накопившихся долгов. Основные объемы вина реализуются через рестораны, которые находятся под покровительством местных властей, и гостиницы за счет туристов. Однако существует еще очень много несуразностей и глупостей в данной отрасли . Так докладчик привела примеры местной винной рекламы: «Наши вина исключительны, поскольку для их изготовления использовались бочки 100-летнего возраста» или «Наше вино сделано из воды со снежных вершин!!!».

Типичный китайский покупатель вина - мужчина 40-60 лет, который пьет вино достаточно регулярно, но не получает полного удовольствия от него. Пить приходится часто поневоле, поскольку этого требуют местные бизнес-традиции при заключении различных договоров и сделок. Причем в этих случаях вино сервируется таким образом, чтобы угощаемый знал, насколько оно дорогое, а значит, насколько он ценен для другой стороны. Если дорогое вино еще сопровождается супом из акульего плавника - значит этому гостю выказано особое уважение. Джуди рассказала о забавном случае из своей практики, когда она как-то пригласила своего китайского друга покушать вместе, причем обед предполагал спокойную, расслабляющую атмосферу. К поданным блюдам открыли бутылку вина. «Зачем вы это сделали?», - спросил гость. «Мы же не на работе, а отдыхаем!».

Бразилия

Бразилию представлял ее единственнный Знаток Вина Dirceu Vianna Junior. Он напомнил, что площадь виноградников в стране 88 тыс га, с которых производится 3,3 млн гектолитров вина. Первые посадки окультуренного винограда имели место в стране еще в 1532 году, но по-настоящему виноделие в его современном представлении начало развиваться в Бразилии в последние 20 лет (см. материал «Помимо диких обезьян»). Из всех виноградников на сорта vinifera приходится 20%, остальное - гибриды и американские сорта. Причем один из районов виноделия страны - Vale do São Francisco - расположен всего на широте 8° к югу от экватора!

Наиболее известные производители: Miolo, PIzzato, Cave Geisse и Villa Francioni. Из сортов vinifera в стране производится 31 млн литров вина. К этому количеству еще дополнительно импортируется 59 млн импортного продукта. Главные импортеры - Чили, Аргентина, Италия, Португалия и Франция. Основные места реализации вина, как и в России, полки супермаркетов. Причем существует просто разительные отличия между Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро и остальной частью страны. Даже столица страны, город Бразилиа, в винном смысле относительно не развит.

Бразильцы любят есть говядину, поэтому подавляющее количество (80%) красных вин производятся из сортов мерло, каберне и мальбек. Бразильцы охотно потребляют высокоалкогольные вина, хотя для их климата это не так легко. Потребление пива в стране пока опережает вино, а это значит что вину еще есть куда расти.

Индия

Индию представлял Magandeep Singh, известный в стране сомелье и по-совместительству звезда телевидения. Начал он с того, что в стране 60 тыс слонов, которым для нормального существования нужны значительные площади. «Откуда же взяться свободным участкам под виноградники?», - вопрошает на это Дженсис Робинсон.

В отличие от выступавших перед ним докладчиков, Magandeep был достаточно пессимистичен относительно перспектив развития винного рынка в его стране. Он заметил, что средняя зарплата в стране эквивалентна 90 евро в месяц и на такие деньги большинство индийцев не могут позволить себе пить вино. Местный продукт из-за больших налогов стоит порядка 10 евро за бутылку, а импортный и того больше. Есть и другие проблемы: плохие условия храния вина, запрет на его рекламу и возрастной ценз. Легальный возраст начала потребления алкоголя в Дели - 25 лет!
Местное вино часто оказывается виноградным соком, разбавленным нейтральным спиртом. Продажи вина в стране практически не растут вот уже много лет. Общее потребление вина в стране составляет порядка 1,2 млн ящиков (14,4 млн стандартных бутылок) (см. материал «Индия. Перспективы»). Между 2001 и 2008 рост потребления вина составил только 30%. На красные вина приходится 58% и 80% всех вин продается в ресторанах, которые, как правило, расположены при отелях.

Местная продукция хороша только для начинающих любителей, для тех, кто только знакомится с миром вина. Magandeep подтвердил, что у индийцев развита традиция пить вино задолго до начала трапезы (см. материал «Азиатские рынки: реалии и перспективы»), например, за три часа, когда выпитое уже переработано организмом и никак не влияет на потребляемые за обедом блюда.

 

 

Материалы по теме:

Уважаемые знатоки

Тезисы Аткина

Элеонора Скоулз. Взгляд со стороны

Вино Поднебесной

Помимо диких обезьян

Индия. Перспективы

Азиатские рынки: реалии и перспективы


Автор: Алексей Михайлов

От редакции
По материалам www.jancisrobinson.com
  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.