USA Today

Долина Напа в ожидании изменений

Экономический кризис оказал и продолжает оказывать существенное влияние на американскую винную отрасль. Денежные потоки иссякли и превратились в отдельные капли

 

Винная индустрия от виноградарей и производителей вина до дистрибьюторов, розничных продавцов, брокеров, поставщиков оборудования и консультантов, затаив дыхание, ждет, что произойдет в ближайшем будущем.

Последние статистические данные по продажам вин в США говорят о том, что

несмотря ни на что, американцы пьют вина в 2009 году больше, чем когда-либо раньше. По сравнению с прошлым годом это увеличение незначительное - менее 1%, но тенденция к росту, наблюдавшаяся последние 16 лет не изменилась.

Другая общая тенденция на рынке вина - потребители приобретают все больше вин известных брендов дешевого ценового сегмента 8-12 долларов за бутылку. Если взять объемы продаж 28 самых раскрученных брендов в США, то они выросли на 1,1% - самый высокий показатель во всей винной индустрии страны. Винодельни с большими объемами производства таких вин пока негативного влияния кризиса особо не ощутили. Значительно более тяжелая ситуация у маленьких виноделен. Из этой категории выживут те, у которых уже есть уже сложившаяся хорошая репутация и/или высокие оценки критиков.

Тяжело будет новым нераскрученным брендам с достаточно высокой ценой. Они, как правило, не имеют большой дистрибютерской сети и их вина не на слуху. Для таких хозяйств пережить 2009 год - основная задача.

Что касается импортируемых в США вин, то по ним экономический кризис ударил особенно сильно. Усугубляет это еще и слабеющий доллар. В прошлом году впервые за последние 13 лет объемы продаж местного вина на американском рынке обогнали импортируемый продукт.

Сильно пострадали рестораны, бары и другие питейные заведения. Сокращение позиций в винных картах - это неизбежность, связанная с инвестиционной политикой заведения, которому иначе не выжить. Одной из причин падения потребления импортных вин является как раз то, что ранее они в значительных объемах были представлены в меню ресторанов и баров, а сейчас даже многие американские производители вынуждены уходить из сегмента HoReCa.

 

Падение культа

Помимо ресторанов сильнее всего почувствовали на себе последствия экономического кризиса производители дорогих культовых вин из долин Напы и Сономы в Калифорнии. Эти вина относятся к категории сильных, зрелых, высокоалкогольных, сочно окрашенных, с сильным влиянием дуба - именно их так высоко ценит Роберт Паркер и дает им высокие баллы. Объемы производства таких вин небольшие и достаточный спрос на них существовал всегда, но все увеличивающее потребление в Америке дешевого вина вызвало заметные дискуссии в Калифорнии о том, не пришел ли закат винам Каберене Совиньон из долины Напа по цене 100-150 долларов за бутылку? Навсегда ли это или временно?

Вина Каберне из Напы - наиболее яркий пример дорогого вина, которое сейчас потеряло весь свой гламур. Для Пино Нуара - это уровень цен 80 долларов, а для Зинфанделя - 60 и они тоже теряют.

Самые знаменитые винные хозяйства долго старались удерживать цены. Говорили даже, что скорее будут продавать свое вино большими партиями (чего в докризисные времена старались не делать) или выставят на аукцион свою любимую собаку (среди владельцев виноделен модным трендом считается иметь породистого пса), чем потеряют свое место в ценовом ряду. Однако непростая экономическая ситуация поменяла такое отношение, особенно когда выяснилось, что покупатели перестали покупать дорогие вина.

Многие производители этого района вынуждены снижать цены на свою продукцию примерно на треть.

Вино знаменитой винодельни Caymus Special Selection Cabernet Sauvignon 2006, которое до кризиса стоило $160 за бутылку, сейчас можно купить за $99.

Viader Howell Mountain Cabernet 2006, которое ранее оценивалось в $80, сейчас стоит $40. Вино-флагман знаменитого хозяйства района Напа Joseph Phelps Vineyards Insignia нынче можно купить за $150, хотя еще недавно оно стоило под 200 долларов. Если раньше культовые вина продавались в течении нескольких месяцев, то сейчас, возможно, для этого потребуется годы. Несколько лучше обстоят дела у известных производителей Screaming Eagle и Grace Family, но объяснение этому простое: оба хозяйства производят очень небольшой объем вина, которое реализуется не через розничную сеть, а только среди покупателей, которые уже много лет заранее оформляют заказ на эти вина. Многие из них ожидали долгие годы, чтобы попасть в число этих избранных и сейчас они просто не хотят терять своего места в подписных листах.

Некоторые любители дорогих вин сменили тактику. Если в докризисные времена у них в фаворитах было до 20 видов вин различных хозяйств, то сейчас они вынуждены ограничить свой интерес, например, восемью видами, которых покупают, правда, больше. «Мертвая зона» с точки зрения продаж лежит в сегменте $50-100 за бутылку.

 

Новый стиль калифорнийских

Вместе с вином дешевеет и виноград. Если два года назад за тонну шардоне давали $2,500, то сейчас только $500. Предполагается, что до 30% урожая этого года в Калифорнии вообще не будет продано.

Виноторговые компании уже объявили о сокращении ассортимента и прекращении поставок продукции ряда производителей. Некоторым небольшим игрокам рынка угрожает разорение. Винный рынок сильно меняется: есть опасение, и оно вполне реально, что, изменив конфигурацию, рынок потеряет часть своего богатства и станет более пассивным, управляемым спросом.

В периоды снижения экономического роста люди всегда становятся менее склонными к экспериментам. Они чаще начинают обращать внимание на классику, вспоминать про забытые и любимые когда-то ими вина и их создателей.

Винный обозреватель газеты «New York Times» Эрик Азимов еще в июле этого года на страницах газеты задался вопросом: «Cможет ли рецессия изменить вкус калифорнийского вина?».

По его мнению, рецессия может оказать сильное влияние на стиль калифорнийских вин. Помимо того факта, что производители культовых вин в этом районе назначали столь высокую цену на свою продукцию из-за большого спроса на нее, есть еще одна причина - значительные издержки, которые необходимы при создании подобных вин. Например, новая бочка из французского дуба стоит более 1000 долларов за штуку. Новые бочки использовались потому, что винодел пытался придать своему напитку нотки ванили, шоколада, мокка и пряностей, которые попадают в вино из нового дуба, улучшить текстуру и тело вина. Производители дорогих вин в нынешних условиях уменьшают использование новых дубовых бочек, все чаще заменяя его повторным использованием.

Эрик ожидает использование новых терминов при продвижении подобных вин на рынок - «голый», «простой», «девственный», «неокисленный», «металлический» и другие слова, подчеркивающие «недубовость» вина.

Обратной стороной этой тенденции может быть и то, что в погоне за дешевым дубом винодел только для целей придания вину определенных вкусовых тонов выберет использование дубовой щепы (стружки), помещенной в мешок наподобие чайных пакетиков.

Впрочем, на эти утверждения есть и обратные доводы. Использование новых бочек из французского дуба добавляет к цене бутылки вина чуть более трех долларов. Если использовать американский дуб, то получится еще меньшая цифра. Если конечное вино стоит 10 долларов, то такая добавка существенна, но если бутылка вина стоит 100 и более долларов - это незначительно. Основываясь на этом, можно предположить, что кризис сам по себе не уменьшит число чрезмерно «дубовых» вин в дорогом ценовом спектре.

Есть и еще одно возражение - тенденция использовать новый дуб в меньших объемах, особенно для белых вин, появилась еще до кризиса - это сейчас модное течение, а не экономическое требование текущего момента.

Еще один положительный эффект кризиса, по мнению Азимова, состоит в том, что будут все меньше использоваться тяжелые бутылки, в которые наливают дорогое вино, как бы подчеркивая весом тары его статусность. Помимо того, что изготовление стеклянных бутылок оказывает негативное воздействие на окружающуя среду, их производство, доставка, а затем и избавление от них - слишком дорогое удовольствие. Увидим ли мы возврат к разумным и менее дорогим бутылкам? Уже сейчас появляется много сообщений о начале использования сверхлегких бутылок и иной упаковки. Видимо эта тенденция будет только набирать обороты.

Несмотря на все проблемы и трудности текущего момента все, кто связан так или иначе с вином, повторяют как молитву высказывание многих экономистов о том, что с выздоровлением мировой экономики и винная отрасль потянется вверх. Нам остается только надеяться и ждать.

 


Автор: Михаил Бабинский

  • Livejournal
  • Я.ру
  • Liveinternet

Код для блога:

Как это будет выглядеть »


Комментарии


Только авторизованные пользователи данного сайта могут оставлять свои комментарии.

Если Вы хотите добавить комментарий, то Вам нужно ВОЙТИ используя Ваш логин и пароль.
Если у Вас нет логина и пароля, то для их получения Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на этом сайте.